16+
Вторник, 27 января 2026
  • BRENT $ 65.70 / ₽ 4994
  • RTS1147.25
26 января 2026, 23:28 Политика

США готовятся нанести удар по Ирану. Зачем? Комментарий Георгия Бовта

В Иране на фоне протестов обозначился раскол внутри правящих элит

Лента новостей

Президент Ирана Масуд Пезешкиан выступил за снятие интернет-ограничений и более взвешенный подход к делам протестующих. США наращивают военное присутствие у берегов Ирана, усиливая давление на Тегеран

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Президент Ирана Масуд Пезешкиан призвал снять ограничения на подключение страны к глобальному интернету, которые введены с 8 января из-за массовых протестов. Также он призвал с особой тщательностью и справедливостью рассматривать дела задержанных участников протестов, охвативших страну. На этом фоне США подтягивают к берегам Ирана мощную военно-морскую группировку.

Президент Ирана выступил в своем амплуа умеренного системного либерала, призвав снять блокировку интернета. Его примеру последовал сын Юсеф Пезешкиан, являющийся также советником правительства. Он добавил к призыву отца, что «отключение интернета вызовет недовольство и увеличит разрыв между народом и правительством». Юсеф при этом процитировал персидскую пословицу: «Тот, чей счет чист, не боится проверки». На днях и сам президент, размышляя о произошедшем, признал отчасти справедливость протестов, написав, что «гражданские и справедливые протесты народа превратились в кровавую и жестокую битву из-за заговора тех, кто желает Ирану зла».

Тем не менее в сложившейся ситуации правила диктует не президент и тем более не его сын, а правящее в стране духовенство и его главная опора — Корпус стражей исламской революции, которые ни на какие уступки пока идти не хотят. В последние дни кажется, что с помощью жестоких методов силовикам все же удалось справиться со стихийным натиском протестантов. Власти даже признали число погибших в количестве 3117 человек, в том числе 2427, которых они назвали «мучениками», что может указывать на принадлежность либо к силам безопасности, либо к невинным прохожим. В отличие от тех, кого власти называют «бунтовщиками», подстрекаемыми США и Израилем. Правозащитные организации называют число жертв в восемь-десять раз больше, но объективных подтверждений тому нет.

Выступление отца и сына Пезешкианов стало, пожалуй, первым публичным проявлением расхождения элит по отношению к протестам. Более того, хотя Юсеф и поддержал генеральную линию, согласно которой за протестами могли стоять иностранные подстрекатели, он также обвинил силы безопасности в «ошибках, которые никто не намерен оправдывать и которые необходимо исправить». Имея ввиду именно жестокость подавления.

Сейчас в Иране частично восстановлены лишь международные голосовые вызовы и возможность обмена СМС. Функционирует только ограниченный местный интернет: приложения для заказа такси, доставки еды и внутренние мессенджеры. Компаниям, занимающимся внешнеэкономической деятельностью, при наличии карты членства в Торгово-промышленной палате предоставляется ограниченный доступ в интернет на 30 минут в сутки для решения необходимых задач, причем строго под контролем сил безопасности.

На этом фоне США готовы наращивать военное давление на Иран. Чего хочет Вашингтон сейчас, помимо не декларируемой открыто цели свержения режима? Он хочет полного отказа от поддержки иранских марионеток в регионе по типу «Хезболлы» и ХАМАС, полного отказа от ядерной программы, а также от дальнейшего развития баллистической ракетной программы. Прекращение силового подавления протестов внутри страны добавлено тут лишь для приличия.

В ответ Тегеран делает воинственные заявления в адрес США и Израиля. МИД Ирана также опроверг факт какого-либо послания главы ведомства Аббаса Аракчи Дональду Трампу с некими якобы гарантиями со стороны президента Пезешкиана, о котором ранее СМИ сообщали, что оно было передано через спецпосланника Стива Уиткоффа с целью предотвратить удар со стороны США. К этому было добавлено, что в случае входа американских ВМС в территориальные воды Ирана авианосец USS Abraham Lincoln и вся ударная группа станут законной целью для иранских гиперзвуковых ракет.

Также в преддверии возможного американо-израильского военного удара было объявлено, что иранское руководство определило порядок преемственности власти на случай гибели верховного правителя аятоллы Хаменеи. Сам верховный лидер, по слухам, перемещен в специальное подземное укрытие в Тегеране, а один из его сыновей, Масуд Хаменеи, якобы взял на себя повседневное управление офисом лидера и служит основным связующим звеном с исполнительной властью и другими органами.

В настоящее время в ближневосточном регионе находятся всего до 40 тысяч американских военных. Помимо ударной группы авианосца Abraham Lincoln вместе с тремя эсминцами, имеются более 100 американских истребителей, конвертопланы снабжения CMV-22B Osprey, а также вертолеты. Плюс две американские подлодки. Наизготовку дежурят переброшенные недавно из США десятки самолетов-заправщиков и разведывательных самолетов. Размещены дополнительные средства ПВО/ПРО, включая комплексы Patriot и THAAD, чтобы прикрыть силы США и союзников от ответных ударов.

В Израиле ожидают, что американский удар может состояться уже на этой неделе. Ряд международных авиакомпаний отменили ночные рейсы в Израиль, Дубай и Эр-Рияд либо ввели иные ограничения.

Пока Трамп не выдвигал Тегерану какого-либо ультиматума по срокам и конкретным требованиям, очевидно, выжидая, пока в регион подтянутся все необходимые военные силы. Притом что Тегеран, скорее всего, ответит отказом на любой ультиматум, исходя из понимания, что президент США вряд ли отважится втягиваться в длительный военный конфликт. А краткосрочный конфликт режим выдержит. По сути, речь идет сейчас о том, кто «моргнет первым».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию