Госдума вылила инсайд в закон
Лента новостей
Госдумой принят закон об инсайдерской информации. В спешке и с недоработками, признают специалисты. Они объясняют: Москва торопится создать международный финансовый центр

Госдумой принят закон об инсайдерской информации. В спешке и с недоработками, признают специалисты. Они объясняют: Москва торопится создать международный финансовый центр.
Госдума на заседании в пятницу, 2 июля, приняла в третьем чтении закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». С момента начала работы над законом прошло 10 лет, разработка законопроекта о злоупотреблении инсайдерской информацией началась в 2000 году еще Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, затем работу над законом продолжила Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР).
В документе прописано, что следует считать инсайдерской информацией, и кто является инсайдерами, какие действия признавать манипулированием рынком и какое наказание ждет нарушителей закона. К инсайдерам отнесены ЦБ, эмитенты и управляющие компании, компании, занимающие доминирующее положение на российском рынке, организаторы торговли, профессиональные участники рынка ценных бумаг, сотрудники этих организаций, имеющие доступ к инсайду, лица, владеющие не менее чем 25% голосов в высшем органе управления компании и ряд других лиц. В списке инсайдеров значатся и федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, члены Национального банковского совета, рейтинговые агентства и СМИ.
Уголовное наказание за манипулирование рынком, штраф от 300 тысяч до 500 тысяч рублей (или в размере дохода осужденного за один-три года). Альтернативным наказанием может стать лишение свободы на срок до четырех лет с наложением штрафа. Если манипулирование проводилось организованной группой и ущерб был причинен в особо крупном размере, штраф может составить от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или в размере зарплаты осужденного в период от двух до пяти лет. Срок лишения свободы — от двух до семи лет с наложением штрафа и запретом занимать определенные должности. Также уголовное наказание вводится за умышленное использование инсайдерской информации, если это причинило крупный ущерб гражданам, организациям, государству.
Поправки в КоАП устанавливают наказание за неправомерное использование инсайда или манипулирование рынком, если они не содержат уголовно наказуемого деяния. В этом случае административный штраф для граждан составит от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, для должностных лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей (или дисквалификация на срок от одного до двух лет), для юридических лиц — в размере излишнего дохода, но не менее 700 тысяч рублей. Также предусматриваются наказания за ненадлежащее раскрытие инсайдерской информации, за нарушения при ведении списка инсайдеров, за ненадлежащее уведомление ФСФР об операциях с финансовыми инструментами и иностранной валютой.
Сегодня перед принятием закона из списка инсайдеров была исключена Генпрокуратура. Если бы этого не произошло, то итоги своих проверок прокуратура должна была направлять в ФСФР.
Представители Генпрокуратуры «четко аргументировали свою позицию», и депутаты к ней прислушались, сказал член комитета Госдумы по финансовым рынкам Павел Медведев. Его комитет настаивал на исключении Генпрокуратуры из списка инсайдеров, хотя там соглашаются, что ведомство, по сути, потенциальный инсайдер. Но говорят, что действующая система иерархии органов власти не позволяет включить ее в соответствующий список. «Генпрокуратура по Конституции является независимым ведомством, а потому не может отчитываться перед ФСФР, — объяснил в интервью BFM.ru Медведев. — Думаю, что против такого аргумента сложно возразить».
Возразить может Центробанк, который, в отличие от Генпрокуратуры, в списке инсайдеров остался, и значит должен предъявлять ФСФР информацию, полученную в ходе своих проверок. На втором чтении законопроекта именно этот вопрос вызвал основные споры между представителями ЦБ и ФСФР. Представители Банка России оказались не готовы раскрывать имеющуюся у банка инсайдерскую информацию в общем порядке. ФСФР же не устраивала независимость ЦБ.
Павел Медведев также утверждает, что и в самом тексте закона осталось множество недоработок. Так в одном из пунктов введение в заблуждение не является манипулированием рынка, в другом — наоборот. Кроме того, в законе прописывается, что любое лицо, которое неправомерно использовало инсайдерскую информацию, распространило заведомо ложные сведения, не несет ответственности за это, если оно не знало или не должно было знать, что такая информация является инсайдерской, а распространенные сведения — заведомо ложными.
Но заместитель председателя комитета Госдумы по финансовым рынкам Лиана Пепеляева утверждает, что возражений к тексту закона нет. «Правительство готовило его пять лет, больше года работали 54 эксперта, — сказала она BFM.ru. — Работа над законом была сложнейшей». Она напоминает, что в первом чтении было «огромное количество замечаний», включая предложение вообще его не принимать.
Но другие опрошенные BFM.ru эксперты говорят, что документ принимался в спешке и остался сырым, несмотря на годы проработки. Причину спешки связывают с планами властей превратить Москву в международный финансовый центр.
«Закон — судьбоносный для финансовой системы страны. В создании международного финансового центра — этот [закон] один из краеугольных камней законодательного регулирования финансовых рынков, — говорит Пепеляева. — Закон регулирует вопросы комфортной работы инвесторов на рынке: не будет инсайда, не будет и манипулирования». «Пока Россия остается заповедником для инсайдеров и манипуляторов, можно продолжать мечтать о превращении Москвы в международный финансовый центр», — добавляет начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий. Разработчики закона считают, что он сделает работу инвесторов на российском рынке прозрачной и понятной.
Участники рынка признают, что законопроект вряд ли является желанным для игроков, но принять его требует мировая практика. Принятие закона об инсайде — одно из условий признания международными организациями (в частности, Международной организацией регуляторов рынков ценных бумаг) российского рынка регулируемым.
В любом случае, вероятность обвинения в инсайде в нынешних условиях в России крайне мала, считает трейдер «Велес-Капитала» Дмитрий Перегудов. «В России я не припомню ни одного случая, чтобы кого-то обвинили в инсайде. И в будущем эта возможность крайне маловероятна, — говорит он BFM.ru. — Кроме самого закона, нужна соответствующая практика его применения. Пока этого нет, инсайдеры или любой, кто собирается им стать, могут спать более-менее спокойно».
Спокойно спать инсайдеры могут как минимум год. Нормы об административной ответственности будут применяться по закону только через 12 месяцев, после того как документ опубликуют, а нормы об уголовной ответственности вступят в силу через 3 года.
Добавим, Совет Федерации РФ рассмотрит принятый закон на ближайшем пленарном заседании 14 июля, передает РИА «Новости» со ссылкой на главу комитета Совфеда по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрия Ананьева.
Рекомендуем:




Рекомендуем:



















