16+
Вторник, 17 сентября 2024
  • BRENT $ 72.69 / ₽ 6625
  • RTS952.10
13 июля 2010, 18:22

Вымирает ли Германия?

Лента новостей

В эти дни во Франкфурте улицы полны веселого народу, кафе битком, кинотеатры — тоже, а берега вдоль Майна напоминают лежбища морских котиков. Между тем, цифры дают понять, что Германия на глазах превращается в безжизненную пустыню

Среди мигрантов в Германии безработных в среднем около 6%, в 2 раза больше, чем среди немцев.  Фото: AP
Среди мигрантов в Германии безработных в среднем около 6%, в 2 раза больше, чем среди немцев. Фото: AP

В эти дни во Франкфурте улицы полны веселого народу, кафе битком, кинотеатры — тоже, а берега вдоль Майна напоминают лежбища морских котиков: от жары спасаются возле воды, обстановка царит курортная. Между тем, цифры дают понять, что Германия на глазах превращается в безжизненную пустыню: в прошлом году в ФРГ переехало 734 тысячи человек, а покинула страну 721 тысяча. Такое отмечено второй год подряд, еще отчетливей обозначив демографический тренд, который немецкая пресса втиснула в два слова: «Германия вымирает». «Уже в 2015 году дефицит рабочей силы может составить 3 миллиона», — заявил Клаус Баде, глава правительственного экспертного совета по миграционным вопросам.

Вымирает ли Германия? Статистическая кривая стремится к нулю уже, как минимум, 18 лет, прежде установив своеобразный рекорд: в 1992 году в Германию на ПМЖ переехало 1,5 миллиона иностранцев — ни до, ни после эта страна не была столь желанной. Такого большого миграционного потока сейчас ожидать не приходится. Нищеты, в которой в начале 1990-х оказались жители Восточной Европы, составлявшие большинство, сейчас уже нет, а, следовательно, нет и особой нужды искать счастья в чужой стране.

Миновали времена, когда русские врачи работали санитарами в немецких больницах. Так что заголовок статьи о миграционных проблемах, опубликованной в журнале Focus, «Германия утрачивает привлекательность», вполне можно заменить на что-нибудь вроде: «Россия манит все сильнее». Я, к слову, знаю пару «русских немцев», которые, пожив на исторической родине, проделали обратный путь: из Германии в Россию, из Билефельда — в Омск.

Куда интересней другой тренд, подмеченный демографами: уровень образования тех, кто покидает Германию, в среднем выше, нежели у тех, кто в нее въезжает. «Умные уезжают», — пишет журнал Focus, а далее приводит слова Хайнца Фассмана, представителя экспертного совета по миграционным вопросам. Новую тенденцию он связывает прежде всего с мобильностью внутри Евросоюза: более половины, уехавших в прошлом году из ФРГ, это жители стран-членов ЕС. Одни вернулись на родину, когда у них закончился срок немецкого контракта (прежде всего, румыны, болгары и венгры), другие поменяли страну, потому что за рубежом им предложили более выгодные условия (кстати, в Швейцарии каждый третий врач — родом из Германии).

Есть еще третья категория уехавших — это те, кто вырос и выучился в Германии, но не чувствует себя здесь вполне дома. По статистике, среди мигрантов безработных в среднем около 6%, то есть в два раза больше, чем среди немцев. Спасаясь от нищеты, многие всего лишь достигли черты бедности.

«Понаехал? Значит, беден» — так можно переформулировать вывод из доклада немецкого Госкомстата. Правительственный отчет об интеграции иностранцев в Германии свидетельствует ни много, ни мало об «уменьшении шансов на достойную жизнь для детей-иностранцев»: по этим данным, полное среднее образование имеют не более 9% молодых мигрантов. Ожидается, что с годами эта проблема может стать весьма серьезной. Только во Франкфурте-на-Майне двое из трех детей младше пяти лет родились в иностранных семьях.

«В той же Турции квалифицированные немецкие кадры могут рассчитывать на успех», — комментирует журнал Focus. «Они говорят на нескольких языках, но при этом считаются воплощением типично немецких качеств: педантичности и трудолюбия», — вторит газета Die Welt, рапортуя об «утечке мозгов». «В Польше, России или Турции такие специалисты пользуются спросом», — говорит Габриэла Мертенс, исследователь из Гамбурга, занимающаяся проблемами миграции.

«Оттоку умных», по ее словам, способствует и жесткая иерархичность, царящая в немецких фирмах, и общий дефицит «культуры гостеприимства». Как тут не вспомнить предложение о введении для мигрантов обязательного теста на интеллект, недавно озвученное лидером берлинской фракции христианских демократов Петером Траппом.

Партийный коллега канцлера Ангелы Меркель заявил, что IQ-тест позволит качественно изменить состав приезжающих. Впрочем, всерьез это предложение никто не воспринял: Мария Бёмер, правительственный советник по миграционным вопросам, заявила о дискриминации; партия «Зеленых» вообще усомнилась в наличии разума у политика.

«Германия никогда не станет страной мигрантов», — убежден Хайнц Фассманн, представитель госкомитета по миграционным вопросам в Берлине. Куда больше шансов, по его мнению, у США или Великобритании – хотя бы уже из-за английского, языка международного общения. Опросы, однако, не столь пессимистичны. По одному из них, 70% молодых мигрантов уверены, что смогут быть счастливы в Германии.

Примечательно, что наиболее оптимистично в будущее смотрят приезжие из России — 63% опрошенных (для сравнения, среди турок таковых всего 45%). Сообщения о «драматической обстановке» в связи с заметным уменьшением народонаселения как-то не согласуются и с реальностью: если немецкая земля опустела, то почему, скажите, во Франкфурте на лужайке возле Набережной музеев яблоку негде упасть?

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию