Kinder, Küche, Kirche
Лента новостей
В Германии живы патриархальные устои: чем солиднее пост, тем выше шансы на то, что его занимает мужчина. Чем больше полномочий у женщины-руководителя, тем вероятнее, что она бездетна. Это утверждение немецких социологов, обнародовавших исследование о положении женщин в компаниях ФРГ
В Германии живы патриархальные устои: чем солиднее пост, тем выше шансы на то, что его занимает мужчина. Чем больше полномочий у женщины-руководителя, тем вероятнее, что она бездетна. Это утверждение немецких социологов, обнародовавших на днях исследование о положении женщин в компаниях ФРГ. Возможно ли равенство полов на рабочем месте? Да и нужно ли оно? Не важнее ли традиционные ценности, вроде известного немецкого описания предназначения женщины — «Kinder, Küche, Kirche» («Дети, кухня, церковь»)?
В Германии женщины, сумевшие сделать карьеру, зарабатывают меньше представителей сильного пола. Таков вывод германского института по экономическим исследованиям, представившего в Берлине результаты очередного мониторинга. Несмотря на то, что среди работников в Германии женщин больше половины, 73% руководящих должностей заняты мужчинами. «С точки зрения квалификации женщины наверстывают упущенное, но это мало сказывается на продвижении по служебной лестнице», — пояснила руководитель исследования Эльке Хольст.
Тем не менее, главные бухгалтеры в Германии — это, как правило, женщины (76%), то же самое касается и такой позиции, как директор по персоналу (62%). В подчинении у них тоже главным образом женщины. Между тем, четверо из пяти финансовых директоров в России — это мужчины. «Россиянки пока не очень заинтересованы в защите своих прав», — рассказал BFM.ru топ-менеджер одного московского банка, где относительно недавно потерпела фиаско попытка создать комитет, защищающий права женщин. Сотрудницам компании такая организация показалась не слишком интересной.
Шансы женщины на карьеру в Германии заметно уменьшаются, как только она создает семью, сообщила Хольст. Молодых бездетных начальниц в немецких компаниях 37%. В возрастной группе от 35 до 55 лет женщин-руководителей не более четверти. Необходимость больше бывать дома сказывается и на продолжительности рабочего дня: мужчина-начальник проводит на службе в среднем 48 часов в неделю, женщина-руководитель — не более 45-ти. Если женщина хочет сделать карьеру, то ей проще отказаться от семьи. Если же она мечтает о детях, то ей едва ли стоит рассчитывать на заметное продвижение по службе.
Вывод не очень новый. Еще в 2001 году правительство Германии и крупнейшие немецкие компании договорились, что женщинам будут предоставлены равные с мужчинами шансы на работе. Однако, считают авторы исследования, воз и ныне там.
«В Германии очень забюрократизированная система приема на работу и увольнения, — рассказала BFM.ru Анна Леоненко, руководитель берлинского фестиваля Russische Filmwoche. — Женщину с ребенком или даже просто детородного возраста брать на руководящую должность опасно. Нельзя рассчитывать на то, что она будет с утра до ночи пахать на работе, если у нее ребенок без присмотра или детский сад работает до четырех. Ее надо отпускать на больничный, если ребенок болеет или, не дай Бог, вообще в декретный отпуск. Уволить ее тоже не удастся, поскольку она защищена трудовым законодательством. Поэтому благоразумнее сразу взять мужчину».
Газета Die Welt сравнивает ситуацию со «стеклянной крышкой», на которую наталкиваются взбирающиеся по карьерной лестнице женщины. «В нескольких крупных компаниях топовые должности с недавних пор занимают женщины. Deutsche Telekom ввела даже специальную квоту, но в большинстве фирм все осталось по-прежнему: амбициозные женщины наталкиваются на невидимую стеклянную крышку. Эта проблема касается не только позиций в высшем руководстве, но и менеджмента среднего звена, куда также трудно попасть женщинам», — говорится в редакционном комментарии.
«Мне нетрудно руководить, — делится опытом с BFM.ru Анна Леоненко, — я руковожу женщинами, которых в области культуры несоизмеримо больше, чем мужчин. Если говорить вообще, то мне кажется, что руководить мужчинами труднее — у них больше амбиций, а общественное мнение изначально наделяет их большим авторитетом. В Германии это особенно заметно. Здесь женщины традиционно делятся на две категории: женщина-женщина и женщина-работник. У женщин-работников, тех, которые делают карьеру, обычно ни семьи, ни детей нет; многие из них стараются перенимать мужской стиль работы, в профессиональном плане их приравнивают к мужчинам. Если же женщина-женщина пытается делать карьеру и руководить, в обществе это часто вызывает недоумение».
Для Мануэлы Шезиг, представителя оппозиционной социал-демократической партии, новейшие данные социологов — достаточно весомый аргумент в пользу введения специальных «женских квот» в германских компаниях. Политик ссылается на опыт Норвегии, где игнорирование «женского процента» означает для компании жесткие санкции со стороны властей. В том же духе высказывается и обозреватель газеты Südwest-Presse: «9 лет назад обещание лидеров немецкой экономики помогло им избежать введения правительством «женских квот» на руководящих должностях. В итоге это лишь нанесло гигантский экономический ущерб. Сейчас мы себе такого уже не можем позволить. Печальная правда такова: твердые квоты для женщин необходимы».
Кристина Людерс, глава германского антидискриминационного совета, считает введение «женских квот» крайним средством, когда все другие способы добиться равенства полов докажут свою неэффективность. «Если в экономике и далее ничего не изменится, то нам, в Германии потребуется специальная квота», — заявила чиновница в интервью газете «Passauer Neue Presse».
Излишним введение специальных квот для женщин считает Хольгер Шваннеке, глава союза германских ремесленников. По его данным, среди тех, кто изучает в Германии ремесленные профессии, число девушек постоянно растет: сейчас их уже 27%. За последние 20 лет их число удвоилось. Это связано и с тем, что труд, прежде считавшийся мужским и требовавший физической крепости, сейчас, благодаря технике, стал заметно легче.
О том, что перемены к лучшему есть и они заметны, в интервью BFM.ru рассказала Ольга Вильмс, главный редактор издающегося во Франкфурте-на-Майне журнала Life in Rhein-Main. «Мне кажется, сегодня в Германии половая принадлежность не играет той важной роли, как это было несколько десятилетий назад, — считает Вильмс. — Чтобы женщина не чувствовала себя на работе в неравном положении, ей нужны, в первую очередь, профессионализм, объективность, здоровые амбиции и целеустремленность».
«В России все-таки намного проще, — резюмирует Анна Леоненко, — работающие женщины иначе относятся к воспитанию детей, которых отдают бабушкам или нянькам, что, по сравнению в Германией, очень дешево. В Москве некоторые детские сады работают до 21 часа (в Германии до 16:00), что существенно облегчает женщине жизнь. Даже кормление грудью не проблема, потому что можно сцедить молоко на работе и отправить водителя с бутылочкой к няньке. Такое поведение в Германии немыслимо, здесь ко всему относятся очень серьезно. Поэтому и получается: либо работа, либо дети».