16+
Четверг, 19 июля 2018
  • BRENT $ 72.13 / ₽ 4577
  • RTS1135.87
2 августа 2010, 15:46 ФинансыМакроэкономика

Бюджет не потратился на модернизацию

Лента новостей

Госбюджет получил за полгода 4 трлн рублей — 57,5% годовых доходов, половину обеспечили продажи нефти и газа. На модернизацию страны и переход от антикризисного режима к инновациям денег не тратилось, обнаружили в Счетной палате

На модернизацию страны и переход от антикризисного режима к инновациям бюджетных денег не тратилось, обнаружили в Счетной палате. Фото: РИА Новости
На модернизацию страны и переход от антикризисного режима к инновациям бюджетных денег не тратилось, обнаружили в Счетной палате. Фото: РИА Новости

Счетная палата утвердила оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета за I полугодие 2010 года, говорится в сообщении контрольного ведомства. Для российского госбюджета первые полгода проходили в более благоприятных условиях, чем в 2009 году: росли цены на нефть, снижалась инфляция, возобновился рост внешнеторгового оборота, констатировали эксперты Счетной палаты. По сравнению с январем–июнем 2009 года доходы федерального бюджета увеличились на 25,9%. Нефтегазовые доходы выросли в 1,7 раза, но не дотянули до докризисных. По сравнению с соответствующим периодом 2008 года доходы госказны от продажи нефти и газа упали на 15%, а в целом они сократились на 8,6%.

За первые шесть месяцев госбюджет получил 3,99 трлн рублей (57,5% прогнозируемого общего годового объема доходов). Почти половина пришлась на нефтегазовые доходы — 1,79 трлн рублей. «57,5% от годового уровня, учитывая, что первое полугодие всегда традиционно слабее второго полугодия в силу сезонных факторов, значит, что в этом году у нас бюджет идет по доходам со значительным опережением плана. Вполне возможно, что год мы закончим с существенно меньшим дефицитом, а возможно даже без дефицита бюджета», — считает старший экономист инвестбанка «Уралсиб» Владимир Тихомиров.

По данным контрольного ведомства, дефицит бюджета России за первые полгода значительно вырос: по сравнению с I кварталом 2010 года — на 190,9 млрд рублей, и составил 453,4 млрд рублей, или 2,7% ВВП.

Несмотря на то, что с начала 2010 года российское правительство активно пропагандирует курс на модернизацию российской экономики, Счетная палата обнаружила, что «в первом полугодии 2010 года практически не осуществлялись расходы на реализацию мер по ускорению процессов модернизации и созданию условий для перехода от антикризисного режима функционирования экономики к решению инновационных задач».

С инновационной экономикой происходит чисто объективная поддержка, потому что многие проекты находятся в очень сыром виде, а их проработка требует времени, подтверждает старший экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров. «Это связано, скорее, со структурными трудностями перехода, а не с чем-то еще. Кроме того, этот год мы начинали еще с большими опасениями, что выход из кризиса может в любой момент прерваться, что мы можем опять увидеть дно — может быть, более глубокое, чем в прошлом году, поэтому было желание не использовать много средств на какие-то другие цели, а попридержать расходы бюджета на потенциально возможные дополнительные антикризисные меры», — поясняет экономист. — Уже к маю, к июню, и это было видно, например, по заявлениям Путина, правительство стало немного успокаиваться, начинать планировать свою деятельность вне антикризисной политики».

Несмотря на «минимизацию негативных последствий финансово-экономического кризиса», совокупная задолженность в бюджетную систему по налогам и сборам, администрируемым ФНС России, пеням и налоговым санкциям по ним так и не снизилась. К началу второго полугодия она достигла почти 1,24 трлн рублей без учета ЕСН, увеличившись по сравнению с кризисным первым полугодием 2009 года на 82 млрд рублей, или 7,1%.

«Экономить пришлось многим, и кто-то выбрал экономию на налогах», — объясняет рост налоговых долгов юрист компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. «Многие предприятия во время и после кризисного периода получили от банков кредиты, которые, по сути, являлись одним из способов спасения компании. Но восстановление спроса проходило не столь стремительно, а фирмам предстояло выплачивать проценты по дорогим кредитам, — напоминает эксперт. — Также стоит учесть общее усиление налогового контроля. Падение цен на нефть и доходов корпораций усилило интерес налогового ведомства к среднему и малому бизнесу, который в то время, в особенности в регионах, оказался наиболее платежеспособным».

За последнее время даже споры по камеральным проверкам возникают гораздо чаще, отмечает эксперт «Налоговика». «Раньше налоговики иногда и пренебрегали небольшими компаниями, поскольку их было довольно трудно проверять из-за их многочисленности. Теперь выхода нет, и для выполнения плана все средства хороши — в том числе и проверки небольших хозяйствующих субъектов, которые юридически не готовы к усиленному контролю, — говорит Дмитрий Липатов. — Даже если и претензии налоговиков будут обоснованы, то при слабом темпе роста спроса задолженность по налогам может расти и дальше, что должно заставить сильно задуматься о перспективах бюджета на следующий год».

Усиление «налогового пресса» на малый и средний бизнес косвенно подтверждает и региональная статистика по налогам. Так, в Хабаровском крае за первый квартал этого года доля поступления налогов от малого бизнеса достигла в доходах краевого бюджета 15,2%. Почти десятую часть — более 1,3 млрд рублей — налогов и иных обязательных платежей региона в бюджетную систему России в 2009 году перечислили субъекты малого предпринимательства Чеченской Республики.

«Государство уделяет и будет уделять особое внимание расширению налоговых источников для местных бюджетов», — заявлял в начале июля этого года российский президент Дмитрий Медведев, находясь на встрече с руководителями муниципальных образований Амурской области. С 1 января 2011 года будут увеличены нормативные отчислений в бюджеты муниципальных районов по ряду направлений — от налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 90% до 100%, от единого сельхозналога — с 30% до 35%, обещал Медведев.

За январь–июнь федбюджет израсходовал 4,47 трлн рублей — это 45% от запланированного уровня, «что выше, чем за соответствующие периоды 2007–2009 годов». «Однако по отдельным разделам классификации расходов уровень их исполнения ниже, чем в предыдущие годы (по сравнению с первым полугодием 2008 года — по 4 разделам, с первым полугодием 2009 года — по 2 разделам)», — отмечается в отчете контрольного ведомства.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию