16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.43 / ₽ 8250
  • RTS1163.50
1 сентября 2010, 21:14 ФинансыПраво

ФСФР обвинила депозитарий в отмывании денег

Лента новостей

ФСФР обвинил Центральный московский депозитарий в нарушениях и пособничестве отмыванию денег. Самому депозитарию «пришить» такие действия нельзя. А вот той части ЦМД, что работает в качестве регистратора, — можно

Лицензии может лишиться один из крупнейших игроков на рынке держателей акционерных реестров — Центральный московский депозитарий. Фото: РИА Новости
Лицензии может лишиться один из крупнейших игроков на рынке держателей акционерных реестров — Центральный московский депозитарий. Фото: РИА Новости

Центральный московский депозитарий (ЦМД) обвинили в пособничестве в отмывании денег. Самому депозитарию «пришить» такие действия нельзя. А вот той части ЦМД, что работает в качестве регистратора, — можно.

Конфликт между регулятором фондового рынка — ФСФР — и ЦМД перешел в фазу написания депеш в правительство. Глава ФСФР Владимир Миловидов направил на имя вице-премьера Игоря Сечина письмо, в котором отмечает, что в результате многочисленных проверок выявлено, что жалоб на ЦМД больше, чем на других регистраторов, к тому же он не исполняет требования законодательства о легализации денежных средств и финансировании терроризма. Не исключается такое развитие событий, что в ближайшее время у ЦМД может быть отозвана лицензия.

Бывший руководитель ФСФР Олег Вьюгин так прокомментировал схему отмывки денег: «Депозитарий создает фиктивное движение ценных бумаг по счетам какого-то брокера. То есть просто делаются записи, а они сопровождаются движением денег, потому что это — купля-продажа. Движение наличных денег необходимо, чтобы совершить, скажем, перевод со счета брокера в России на счет в иностранном банке какого-то другого партнера. Такие схемы реально применялись».

«Депозитарий не может взять бумаги из воздуха, его дело — учет прав на ценные бумаги. Другое дело, что бумаги со счета на счет перебрасываются на основании передаточных распоряжений: продавца, если эта сделка совершена на внебиржевом рынке, или клиринговой организации, если сделка прошла через биржу. В этом случае нарушения возможны только по небрежности сотрудника депозитария или по сговору с ним. Схема отмывания денег с использованием депозитария в цепочке легализации средств слишком сложна. На кой черт тут депозитарий? Есть меры попроще», — так прокомментировал BFM.ru технологическую сторону обвинений представитель одной из российских бирж.

Впрочем, собеседник BFM.ru отмечает, что ФСФР обвиняет ЦМД как организацию, которая ведет реестры компаний-эмитентов, а у реестродержателя — иные задачи и возможности. «Только реестродержатель знает список всех владельцев ценных бумаг компании. Он знает, кому сколько бумаг принадлежит на учетную дату. Ему легко внести в этот список еще одну лишнюю запись, например, фиктивного владельца. Этот владелец может купить и продать несуществующие акции, получить за них деньги — вот тебе и отмытые средства», — говорит эксперт. Правда, он отмечает, что за подобные действия существует уголовное наказание, прописанное в статье 185.2 УК РФ, раздел 3: лишение свободы на срок до двух лет.

Владимир Миловидов отмечает в своем письме, что отзыв лицензии у ЦМД может повлечь проблемы как у государства, так и у других акционеров, и советует принять меры по защите их интересов от недобросовестных действий регистратора.

«Безграмотные проверки, проведенные непонятно как и непонятно зачем противоречат самому смыслу регулирования на фондовом рынке. Есть, например, в США комиссия по ценным бумагам — SЕC. Все ее действия прозрачны, так как четко прописаны в законе, и вопросов к ней не возникает», — заявил BFM.ru о корректности проверки ЦМД зампредседателя совета директоров Ассоциации депозитариев, регистраторов и трансферагентов (ПАРТАД) Петр Лансков. «Я первый раз за 15 с лишним лет слышу, чтобы руководитель ФСФР и предшествующей ему комиссии — ФКЦБ — писал донос непрофильному вице-премьеру. Почему он не главе Минфина написал письмо?». По словам Петра Ланскова, за всю его работу на рынке не было случая, чтобы регистратор «умыкнул» чужую собственность. «Чтобы у регистратора украли — такое бывало. А вообще, скажу я как доктор наук, у нас кошмарная нормативная база рынка ценных бумаг», — резюмировал Лансков.

«Депозитарный и регистраторский бизнес — крайне тонкая материя. Он основан на доверии клиентов. Любой негативный слух о депозитарии и регистраторе — пиши пропало, клиенты массово уходят, — так прокомментировал положение, в котором оказался ЦМД, руководитель крупного регистратора, у которого тоже были проблемы с бывшим руководством ФСФР. — Мы в ситуации приостановки лицензии ходили и уговаривали каждого клиента. В случае с ЦМД, госкомпании уже получили четкий приказ сверху о смене регистратора, и они его поменяют».

Собеседник BFM.ru говорит, что три с половиной года назад часть клиентов ушла из возглавляемой им компании как раз в ЦМД: «Что ж, поглядим, сколько сил будет у ЦМД в противостоянии с ФСФР».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию