16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
8 сентября 2010, 07:22 ОбществоКомпанииПравоПолитика

Суд СНГ призвал Минск и Москву к компромиссу

Лента новостей

Экономический суд СНГ дал России и Белоруссии месяц на то, чтобы найти компромисс по вопросу пошлин на российские нефтепродукты. Минск сохраняет надежду добиться частичной победы и доказать свою моральную правоту

Экономический суд СНГ дал России и Белоруссии месяц на то, чтобы прийти к взаимоприемлемому решению по вопросу о взимании пошлин на российские нефтепродукты. Фото: РИА Новости
Экономический суд СНГ дал России и Белоруссии месяц на то, чтобы прийти к взаимоприемлемому решению по вопросу о взимании пошлин на российские нефтепродукты. Фото: РИА Новости

Экономический суд СНГ дал России и Белоруссии месяц на то, чтобы найти компромисс по вопросу о спорных пошлинах на российские нефтепродукты. У Минска есть надежда добиться частичной победы и доказать свою моральную правоту. Но не за горами 2011 год, и если Москва проявит твердость, то она введет для Лукашенко «европейские» газовые цены.

В минувший четверг суд приступил к рассмотрению спора двух государств по существу. И уже вскоре удовлетворил ходатайство российской стороны, которая просила перевести спор во внесудебный порядок. Теперь по решению суда стороны должны за месяц договориться по вопросу взимания пошлин.

Как сообщает агентство «Белта», белорусская сторона, в свою очередь, поддержала усилия представителей России разрешить спор во внесудебном порядке, однако до этого предложила рассмотреть ходатайство о введении временного запрета на взимание вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, поставляемые в Белоруссию.

Конфликт по поводу пошлин возник после того, как с 1 января 2010 года Россия установила пошлины на вывозимые в Белоруссию продукты переработки нефти, в том числе нефтехимическое сырье. Белорусская сторона аргументирует свое несогласие с взиманием пошлин тем, что заключенные международные договоры в рамках СНГ и ЕврАзЭС, а также соответствующие международные договоры между Белоруссией и Россией предусматривают беспошлинную торговлю в рамках режима свободной торговли. Например, соглашением между правительствами двух стран о свободной торговле от 13 ноября 1992 года и протоколом о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений от 6 января 1995 года установлено, что стороны не применяют пошлины во взаимной торговле. Единственным исключением из режима беспошлинной торговли является сырая нефть, часть которой облагается экспортной пошлиной в соответствии со специальным двусторонним соглашением. Взаимная торговля всеми остальными товарами, с точки зрения белорусской стороны, должна осуществляться беспошлинно.
 

По словам министра юстиции Белоруссии Виктора Голованова, ранее его страна уже пыталась разрешить спор во внесудебном порядке, однако достичь взаимовыгодного решения тогда не удалось. Белорусская сторона отметила, что только за первое полугодие этого года прямой ущерб белорусских предприятий составил около 7 млн долларов. При этом страдают не только нефтяная, но и медицинская, транспортная и металлургическая промышленности, приводит слова министра агентство.

Минск обратился в экономический суд СНГ еще в марте, а первое заседание по иску состоялось 21 апреля. На втором заседании суда, прошедшем 18–19 мая, решался ряд уточняющих вопросов, а в конце июня суд отклонил несколько ходатайств белорусской стороны, в частности, о запрете на взимание пошлин на российские нефтепродукты до разрешения спора.

Перспективы того, что стороны договорятся полюбовно, весьма призрачны. По мнению замдекана факультета мировой экономики и политики Высшей школы экономики Андрея Суздальцева, у России в суде найдется масса поводов доказать Белоруссии, что она использует Россию как сырьевой придаток. И перспектив у этого процесса нет.

Юрист независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Олег Малкин считает, что после того, как суд в июне отказал Белоруссии в удовлетворении ходатайства, у истца не осталось правовых методов давления на российскую сторону. Он отметил, что в соответствии с регламентом суда,Россия должна была представить отзыв на исковое заявление до первого судебного заседания, то есть 7 сентября. Однако отзыв так и не был представлен. Вместо этого в судебном заседании российской стороной было заявлено ходатайство о назначении примирительной процедуры для урегулирования спора. Малкин предполагает, что, по всей вероятности, за этим действием России стоит желание договориться с белорусской стороной во внесудебном порядке и прийти к компромиссу, устраивающему обе стороны. Это позволило бы России избежать крайне неприятного в политическом плане решения суда, который с большой степенью вероятности может удовлетворить исковые требования белорусской стороны.

Как отмечает шеф-редактор белорусской оппозиционной газеты «Народная воля» Светлана Калинкина, ситуация складывается двоякая: с одной стороны, ясно, что в союзном государстве не должно быть таможенных барьеров, с другой — еще до вступления в силу Таможенного союза специально оговаривалось, что вопрос о пошлинах на энергоносители будет решаться отдельно.

По ее словам, всем, и в первую очередь членам суда, очевидно, что спор носит преимущественно политический характер. И чтобы не раздувать далее конфликт, единственным правильным решением для суда, в котором по одному голосу у России, Белоруссии, Киргизии и других стран СНГ, было бы предоставить сторонам возможность договориться в двустороннем порядке.

Если же этого не произойдет, то, как считает эксперт, суд при принятии решения должен будет склоняться к тексту белорусско-российского договора, из которого следует, что пошлины на нефть устанавливаются сторонами отдельно.

У Белоруссии же остается надежда добиться хотя бы отмены пошлин на нефтепродукты.

Олег Малкин также считает, что перспектива выигрыша этого дела белорусской стороной хотя и небольшая, но все же есть, так как межправительственным соглашением о свободной торговле от 13 ноября 1992 года и протоколом о введении режима свободной торговли между Белоруссией и Россией от 6 января 1995 года установлено, что стороны не применяют пошлины во взаимной торговле. «Не думаю, что речь может идти о политических уступках Лукашенко. Скорее всего, желание России найти компромисс и договориться с белорусской стороной во внесудебном порядке говорит лишь о стремлении избежать судебного решения в пользу Минска, — комментирует юрист. — Дело в том, что наличие судебного решения будет свидетельствовать о том, что Белоруссия занимала правильную позицию в этом споре, а мирное решение конфликта говорит лишь о «доброй воле» российской стороны. Увеличение квоты беспошлинной нефти, поставляемой в Белоруссию, может быть именно тем шагом навстречу. И Минск может согласиться с наличием пошлин при условии увеличения такой квоты».

Светлана Калинкина, в свою очередь, высказала мнение, что для Белоруссии в споре важна моральная победа. Однако она указывает, что год уже заканчивается и сейчас для Белоруссии более существенно то, каких договоренностей удастся достичь с Россией по ценам на газ в 2011 году. «Между странами были договоренности о том, что цена на российский газ будет на европейском уровне. И пока я не вижу сигналов того, что Россия намерена отступить от своего тезиса, что экономика — это не институт благородных девиц и не благотворительность».

Андрей Суздальцев также напоминает, что цена предназначенного для Белоруссии газа на следующий год будет не менее 250 долларов за тысячу кубометров, то есть близкой к цене для Прибалтики и Польши. «Пришло время разобраться с этим наслоением поддержек, дотаций, преференций», — уверен эксперт.

Впрочем, Светлана Калинкина не слишком уверена в том, что Москва не пойдет на компромисс в вопросе о ценах на газ. «До сих пор только Белоруссия занимала последовательную линию, добиваясь льгот и преференций. А Россия, наоборот, после того, как ужесточала свою позицию, потом отступала и ее смягчала», — напоминает белорусский эксперт.

При этом она согласна, что если Россия существенно поднимет цены на газ, то это будет серьезным ударом по экономике Белоруссии. И, например, ее машиностроительная продукция окажется на грани конкурентоспособности на российском и некоторых других «не самых лучших рынках». Тогда как у продовольственных товаров, поступающих из Белоруссии в Россию, есть определенный резерв для подорожания без утраты позиций на рынке, что вряд ли вызовет положительные эмоции у россиян.

Светлана Калинкина выражает надежду на то, что переход на мировые энергетические цены в конечном счете окажется во благо Белоруссии, которая все последние годы жила «как пациент в больнице под капельницей».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию