16+
Вторник, 14 августа 2018
  • BRENT $ 73.29 / ₽ 4888
  • RTS1079.50
8 сентября 2010, 18:44 Макроэкономика

Авторынок отметил август полуторным ростом

Лента новостей

Эксперты все более оптимистично смотрят на тенденции развития российского авторынка. И если макроэкономическая ситуация останется стабильной, то уже к 2013 году авторынок может превзойти докризисные показатели

Эксперты все более оптимистично смотрят на тенденции развития российского авторынка. Фото: РИА Новости
Эксперты все более оптимистично смотрят на тенденции развития российского авторынка. Фото: РИА Новости

Эксперты все более оптимистично смотрят на тенденции развития российского авторынка. Вилка прогнозов продаж по итогам года — от 1,6 до 1,9 млн проданных машин. И если макроэкономическая ситуация останется стабильной, то уже к 2013 году авторынок может превзойти докризисные значения.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, в августе рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России «продолжил демонстрировать значительное оживление», продажи на нем составили 168 тысяч 627 машин, что на 57 тысяч 115 штук, или на 51%, больше по сравнению с тем же месяцем предыдущего года. Всего же за восемь месяцев текущего года на рынке было реализовано 1 млн 135 тысяч 74 автомобиля (+14%).

Августовский результат немного хуже июльского, когда было продано 173,2 тысячи машин, и эксперты склонны объяснять это жаркой погодой.

«Продолжающийся тренд по восстановлению рынка, несмотря на то, что август является традиционным отпускным месяцем, — безусловно, очень обнадеживающий знак. У нас были некоторые опасения касательно возможного влияния смога на продажи в августе, но кроме более низкой посещаемости автосалонов дилеров в этот и без того спокойный месяц, мы не заметили никаких других изменений», — прокомментировал статистику рынка председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас.

А вице-председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян отметил, что активный рост российского рынка дает основания полагать, что продажи продолжат расти и в следующем году, не снизившись после окончания программы утилизации, как это было в Германии. Этому будут способствовать вывод на рынок новых моделей российского производства, отложенный спрос и ограничения на импорт подержанных автомобилей.

В десятке лидеров по моделям среди легковых автомобильных марок, наиболее продаваемых с начала года, восемь производятся в России. За восемь месяцев вазовская «классика» разошлась в количестве 84,803 тысячи штук (+78%), модель Priora нашла 78,885 тысячи покупателей (+16%), Samara и Kalina — 65,827 и 61,154 тысячи соответственно, что обеспечило этим моделям прибавку на 6% и 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На пятом месте по популярности оказался Logan, продажи которого составили 39,389 тысячи штук (+12%), за ним с небольшим отрывом следует Ford Focus — 38,82 тысячи (+8%).

С седьмого по десятое места среди моделей распределились следующим образом: Nexia — 27301 (+47%), Нива 4X4 — 26707 (72%), Niva Chevrolet — 20569 (+36%) и Matiz — 19870 (+22%) штук.

Подъем авторынка стимулирует аналитиков дружно пересматривать свои прежние, более скромные прогнозы. Как отмечается в новом отчете агентства «Автостат», темп роста продаж в легковом секторе превзошел самые смелые ожидания. Это объясняется как тем, что удачно заработала программа утилизации, так и реализацией отложенного спроса, подкрепленного потребительским оптимизмом того большинства россиян, для которых волнения и неопределенность кризисного периода остались позади.

Свой позитивный вклад внесла и возобновленная в феврале программа льготного кредитования. По данным Минпромторга на 3 сентября, число выданных льготных автокредитов в России составило 101 тысячу 672, было принято 223 тысячи 273 соответствующих заявки. Правда, доля одобренных автокредитов снизилась с 57,7% в прошлом до 45,5% в нынешнем году, но это не говорит о снижении действенности программы, так как за снижение ответственен элементарный дефицит машин в салонах и расширение круга кредитных организаций, имеющих высокий процент отказов.

Ранее эксперты Ассоциации европейского бизнеса (AEB) предполагали, что по итогам 2010 года продажи составят 1,5 млн машин, то есть останутся на уровне 2009 года (1,47 млн), но сейчас они полагают, что показатель прибавит не менее 14%. А самый оптимистичный прогноз для российского авторынка дали аналитики японского концерна Nissan, по мнению которых продажи вырастут до 1,9 млн штук. Но аналитики «Автостата» более сдержаны в оценках, полагая, что наиболее вероятна реализация одного из двух базовых сценариев развития рынка. Первый (оптимистичный) предполагает, что никакой финансовый шторм в ближайшее время не затронет российскую экономику. В этом случае «подушка безопасности» населения в виде накопленной на счетах ликвидности под влиянием снижения ставок по вкладам и обесценивания денег будет перетекать в дорогостоящие товары, в том числе автомобили. Тогда в текущем году на российском рынке будет продано около 1,75 млн новых автомобилей (без учета сегмента LCV), что на 22% выше прошлогодних показателей. При этом цифра в прогнозе могла бы быть еще выше, поскольку спрос несколько опережает предложение. Однако автомобилей в автосалонах по-прежнему нет в достаточном количестве, поэтому чтобы получить желанный автомобиль, покупателям сейчас необходимо записываться в очередь на 2–4 месяца вперед. А это обеспечивает дилерам стабильные показатели сбыта до конца года.

Согласно этому сценарию, в 2011 году уровень продаж новых автомобилей превысит отметку в 2 млн штук, а в 2013-м вплотную приблизится к рекордному уровню 2008 года (2,6–2,8 млн). И если в российской экономике не произойдет никаких катаклизмов, то в 2014 году на внутреннем рынке может быть реализовано более 3 млн автомобилей, что позволит России догнать ведущий европейский авторынок Германии.

Второй сценарий пессимистичный, он учитывает макроэкономический риск, который предусматривает замедление темпов восстановления мировой экономики и снижение цен на энергоресурсы. Так как рост экономики не принял устойчивого характера, сворачивание мер госстимулирования экономики в целом окажет негативное влияние и на авторынок. В этом случае прогноз на 2010 год предусматривает объем рынка в 1,65 млн машин. В 2011 году динамика составит всего 6–7% до 1,75 млн машин, а уровень в 2 млн будет достигнут лишь в 2012 году.

Как отмечает директор «Автостата» Сергей Целиков, в любом случае, четко видна главная тенденция — существенное увеличение доли иномарок российской сборки. «Так, если в прошлом году они обеспечили менее четверти внутреннего рынка, то уже в этом году ожидается, что доля этого сегмента вырастет до 34–35%. К 2012 году на долю иномарок, собранных в России, будет приходиться уже чуть более 40% рынка, а к 2014 году они займут почти половину (46–48%) от общего объема реализации новых автомобилей», — считает эксперт.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию