16+
Вторник, 16 апреля 2024
  • BRENT $ 89.71 / ₽ 8439
  • RTS1157.93
14 сентября 2010, 20:37 ФинансыБанки, вклады и кредиты
В фокусе: Совместно с DW

Банкирам-лихачам ограничивают скорость

Лента новостей

Финансисты сродни любителям быстрой езды: сколько не пугай их губительными последствиями, плестись на автобане в правом ряду они не станут. Но кризис сделал их осмотрительнее

Финансисты сродни любителям быстрой езды: сколько ни пугай их губительными последствиями лихачества, плестись на автобане в правом ряду они все равно не станут. Кризис сделал их осмотрительнее, но в трамвай они не пересядут. Фото: Mypoorbrain/flickr.com
Финансисты сродни любителям быстрой езды: сколько ни пугай их губительными последствиями лихачества, плестись на автобане в правом ряду они все равно не станут. Кризис сделал их осмотрительнее, но в трамвай они не пересядут. Фото: Mypoorbrain/flickr.com

В Германии сейчас весьма популярен вопрос: «Извлекли ли банкиры уроки из недавнего глобального финансового кризиса?» Поскольку наиболее часто им задаются леволиберальные и откровенно левые средства массовой информации, то возникает подозрение, что у подобной постановки вопроса имеется не столько прагматический, сколько романтическо-утопический подтекст. Мол, осознали ли все эти финансовые акулы губительность того пути, по которому шли, посыпали ли они пеплом свои головы, поклялись ли публично больше не стремиться к сверхприбыли и высоким заработкам? Если вести разговор в такой вот метафизической плоскости, то выводы, скорее всего, будут неутешительными. Нет, банкиры так и не отреклись от своего капиталистического мышления!

Какой финансист не любит быстрой езды!

Финансисты ведь в чем-то сродни любителям быстрой езды. Сколько ни пугай их губительными последствиями автомобильного лихачества, плестись на автобане в правом ряду они все равно не станут. Конечно, у них тоже имеется инстинкт самосохранения, и, однажды пережив тяжелую аварию, они, скорее всего, постараются впредь ездить осторожней. Но в трамвай уж точно не пересядут!

Так что возникшие в какой-то момент прекраснодушные идеи о том, будто результатом разразившегося осенью 2008 года глобального финансового кризиса должно стать изменение до неузнаваемости всех мировых банковских, биржевых и инвестиционных структур, изначально были в высшей степени иллюзорными. Нельзя резко ограничить и уж тем более свести на нет автомобильное движение, хотя из-за него и гибнут люди. Просто оно стало уже неотъемлемой частью нашей современной жизни, является очевидным двигателем прогресса и, между прочим, обеспечивает работой очень многих людей. Но вот что можно сделать, так это существенно улучшить регулирование всего того, что происходит на дорогах…

Новый список требований к банкам

В последние два года усилия «большой двадцатки», ставшей мировым штабом по преодолению кризиса, были направлены на то, чтобы сделать глобальную финансовую систему более прозрачной, более контролируемой и более устойчивой. Весьма показательно, что как раз накануне второй годовщины банкротства американского инвестиционного банка Lehman Brothers, судьба которого олицетворяет недавний кризис, главы центральных банков и финансовые регуляторы из 27 стран мира договорились в швейцарском городе Базель о целом пакете реформ в банковской сфере.

В документе под названием «Базель III» содержится весьма обширный список совершенно конкретных новых требований, которым в обозримом будущем должны будут соответствовать кредитно-финансовые институты на всех важнейших рынках планеты. Речь идет, прежде всего, о предписании банкам значительно увеличить свой собственный капитал и объемы своих денежных резервов. После утверждения этих новых правил «большой двадцаткой» и их поэтапного внедрения в течение ближайших шести лет стабильность банковского сектора, по мнению большинства экспертов, значительно возрастет.

Причем одной этой общепланетарной реформой дело вовсе не ограничивается. Отдельные страны, особенно в Европейском союзе, уже приняли или как раз сейчас принимают дополнительные меры для «ограничения скорости» на финансовых магистралях. Это и создание стабилизационного фонда для банков в Германии, и налог на бонусы банкиров в Великобритании, и добровольно-принудительное введение новых правил премирования финансистов во Франции, призванных стимулировать ориентацию не на быструю прибыль, а на долгосрочный успех.

Совсем без аварий дело не обойдется

Так что если морализаторско-популистский вопрос о том, осознали ли банкиры свою безграничную вину перед всеми нами, перефразировать и спросить: «Снизилась ли вероятность повторения недавнего глобального финансового кризиса?», то в таком случае ответ может оказаться достаточно обнадеживающим. Да, такая опасность явно уменьшается. Совсем без финансовых аварий дело, естественно, и в будущем не обойдется, но это и хорошо, поскольку очищающие кризисы являются важным элементом капиталистической селекции наиболее конкурентоспособных экономических организмов. Задача ведь вовсе не в том, чтобы избавить банки от борьбы за выживание. Цель регуляторов — совсем в другом: сделать так, чтобы за финансовое лихачество банкиров больше не приходилось расплачиваться нам, пешеходам-налогоплательщикам.

Автор: Андрей Гурков
Редактор: Геннадий Темненков
 

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию