16+
Понедельник, 21 мая 2018
  • BRENT $ 79.13 / ₽ 4927
  • RTS1173.14
30 сентября 2010, 00:27 Технологии

Операторы не хотят отдавать номера в частную собственность

Лента новостей

В Минкомсвязи направлено предложение по реализации переносимости телефонного номера. Операторы считают, что вводить такую услугу сложно и дорого, да и желающих ею воспользоваться будет не так уж и много

Операторы считают, что реализация переносимости телефонного номера обойдется им дорого, а желающих ею воспользоваться будет не так уж и много. Фото: AP
Операторы считают, что реализация переносимости телефонного номера обойдется им дорого, а желающих ею воспользоваться будет не так уж и много. Фото: AP

Компания «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ) направила в Минкомсвязи РФ предложения по реализации в России переносимости телефонного номера (number portability, NP или MNP). В основе этого предложения представленный компанией отчет «Разработка предложений по реализации в РФ переносимости телефонного номера в сетях фиксированной и подвижной радиотелефонной связи», подготовленный Центральным научно-исследовательским институтом связи (ЦНИИС) по техническому заданию оператора.

Напомним, тема NP в России поднимается не впервые — активная дискуссия по этому поводу шла и в прошлом году. Тогда вопрос о возможности введения в России переносимости телефонных номеров рассматривался Научно-техническим советом (НТС) Минкомсвязи, но окончательного решения принято не было. НТС постановил продолжить подготовку предложений по введению в России такой услуги.

Стоит отметить, что тогда операторы сотовой связи выступали против NP. Причины их отрицательного отношения носили преимущественно экономический характер. По их мнению, реализация NP в их сетях потребовала бы значительных затрат. В частности, «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) указывали на то, что только одному оператору придется потратить на реализацию данной услуги порядка 125 млн долларов в течение 3–4 лет. А в целом по отрасли величина инвестиций может составить 400 млн долларов. В то же время отмечалось, что всего около 1% абонентов недовольны своими операторами сотовой связи и только 2% в ближайшем будущем планировали сменить их. Таким образом, получалось, что база потенциальных пользователей услуги NP слишком мала по сравнению с объемом необходимых для ее реализации инвестиций.

Тем не менее, МТТ выполнила пожелание НТС Минкомсвязи и подготовила названный отчет. В нем представлены результаты анализа способов реализации переносимости номера в сетях радиотелефонной связи и предложены схемы обеспечения переносимости номера на сети связи общего пользования РФ. Также в отчет включены требования к нумерации и формату маршрутного номера, протоколам сигнализации. Приведены предложения по изменению нормативной правовой базы, а также даны предложения по расчетам между операторами связи, задействованными при обеспечении NP. Кроме того, в документе содержатся предложения по правилам организационно-технического взаимодействия операторов, подготовке технического задания по организации опытной зоны для отработки реализации обеспечения переносимости телефонного номера в сетях фиксированной и подвижной радиотелефонной связи.

В заключении отчета исследователи отмечают, что в России переносимость номера должна обеспечиваться в пределах отдельного субъекта РФ. Причем только в цифровых сетях, поддерживающих систему сигнализации ОКС № 7 (набор сигнальных телефонных протоколов, используемых для настройки большинства телефонных станций по всему миру), а также в IP-сетях. Для реализации механизма NP предлагается использовать централизованный способ обмена данными, предусматривающий создание централизованной базы данных перенесенных абонентских номеров (БДПАН-А). При этом специалисты ЦНИИС предложили сразу четыре варианта централизованного способа обмена информацией для обеспечения реализации переносимости номера. Три — для сетей, поддерживающих систему сигнализации ОКС № 7, и один — для IP-сетей.

Здесь также отмечается, что операторам придется потратиться на модернизацию программного обеспечения коммутационного оборудования, реализацию взаимодействия с БДПАН-А, на создание и поддержку собственной БДПАН при реализации соответствующего варианта централизованного способа обмена данными, а также на модернизацию программного обеспечения платежных систем.

То есть принцип реализации NP, предлагаемый МТТ, подразумевает возможность участия в схеме обеспечения переносимости номера маршрутизирующего оператора (М-оператор) — специально созданной организации, которая будет заниматься вопросами маршрутизации вызовов на перенесенные номера в зоне переносимости абонентского номера. Также схема предусматривает наличие оператора централизованной базы данных перенесенных номеров. Кроме того, поставщикам услуги придется создать «офисы переносимости», представляющие собой аналог обычных офисов продаж, в которых абоненты могут получить консультации о переносимости номеров.

Кстати, МТТ нашел не только технические способы решения проблемы NP, но и экономические. Так, заместитель генерального директора МТТ по развитию и эксплуатации Дмитрий Гуркин отметил, что объем начальных инвестиций любого оператора на обеспечение принципа переносимости зависит от времени внедрения NP и технического решения, выбранного операторами. А предлагаемая МТТ модель «практически ничего не стоит» для операторов. По его мнению, для каждой компании затраты на реализацию этой модели (при сжатых сроках) могут составить около 10 млн долларов. Если же срок внедрения NP будет длительным, то, по утверждению Гуркина, специальных инвестиций на внедрение NP не понадобится, а операторы могут осуществлять эти расходы в рамках своих эксплуатационных затрат.

Для себя МТТ выделила два привлекательных момента. Один из них заключается в том, что компания готова взять на себя функции маршрутизирующего оператора, а также вести базу данных перенесенных номеров. Кроме того, по мнению Дмитрия Гуркина, внедрение переносимости номеров будет способствовать конкуренции и создаст базу для деятельности виртуальных операторов связи (MVNO). А это направление, в свою очередь, весьма интересно МТТ, которая в прошлом году получила лицензию на создание виртуального оператора c возможностью оказания услуг сотовой связи в 43 регионах РФ.

Компания планирует, что через месяц ей удастся вынести этот документ на рассмотрение НТС Минкомсвязи. После получения «отмашки» МТТ рассчитывает организовать в партнерстве с каким-либо оператором сотовой связи опытную зону переносимости телефонного номера.

Впрочем, в МТТ, похоже, понимают, что внедрение NP будет делом не простым. Если будет. «Операторы не очень хорошо относятся к этой идее» — признают в компании.

Это BFM.ru подтвердила, в частности, руководитель службы корпоративных коммуникаций «ВымпелКома» Мария Винник:

— Как мы говорили ранее, проект по переносимости номера имеет право на существование, однако требует детальной проработки с точки зрения организационно-технических параметров внедрения.

Переносимость мобильных номеров и введение MNP потребует значительных затрат операторов, в первую очередь на замену IT-платформ, на расширение емкости сигнальной сети, что может привести к росту стоимости услуг для конечных пользователей. Заинтересованная аудитория в мобильных сетях, на наш взгляд, также неясна. Сейчас, по данным независимых исследований, недовольны своим оператором и хотят его поменять единицы процентов от общей абонентской базы.

Для удобства наших абонентов в мобильном сегменте мы предлагаем услугу «Легкий шаг в «Билайн», которая позволяет информировать круг общения абонента о смене его номера: звонящие на старый номер получают информацию о новом номере в виде голосового сообщения или SMS.

Миграция номеров в фиксированных сетях актуальна на Западе, когда номер переезжает вслед за абонентом при смене им места жительства в связи с новой работой. Однако говорить о введении такой услуги в фиксированных сетях в нашей стране повсеместно на данном этапе невозможно — не все сети в России цифровые.
 

Рекомендуем:

  • Фотоистории