16+
Суббота, 24 июля 2021
  • BRENT $ 73.53 / ₽ 5424
  • RTS1595.86
14 октября 2010, 15:29 СМИТехнологииПраво

Интернет-компании сообща вышли на правообладателей

Лента новостей

Крупнейшие интернет-компании обратились к правообладателям с предложениями по вопросам защиты авторских прав. Их призыв выглядит вполне логичным. Однако услышат ли его — большой вопрос

Крупнейшие интернет-компании обратились к правообладателям с предложениями по вопросам защиты авторских прав. Фото: Thauran/flickr.com
Крупнейшие интернет-компании обратились к правообладателям с предложениями по вопросам защиты авторских прав. Фото: Thauran/flickr.com

Крупнейшие интернет-компании — «Яндекс», Google, Mail.Ru, «ВКонтакте», объединенная компания «Афиши» и Rambler — опубликовали обращение к правообладателям и российским законодательным органам об ответственности за пользовательский контент. Авторы призвали правообладателей использовать существующие механизмы реагирования на нарушения авторских прав — те, которые уже приняты в этих компаниях и дают возможность быстро пресекать нарушения. Аналогичные механизмы используются во всем мире и уже доказали свою эффективность. Предложение группы интернет-компаний выглядит вполне логичным. Однако есть ли у них шанс быть услышанными — большой вопрос. Ведь совсем недавно на очередном заседании круглого стола «Вору.нет!» правообладатели из сферы кинобизнеса в который уже раз отказались от предложенной им схемы взаимодействия.

«Интернет-сервисы, как и любые другие технические инструменты, могут использоваться не только во благо, но и во вред. Контент, который пользователи сами размещают в Интернете, может оказаться не соответствующим требованиям законодательства. С ростом размеров и значимости Интернета эта проблема привлекает все больше и больше внимания. При этом понятно, что в ее решении невозможны крайности — ни когда все разрешено и царит безответственность, ни когда действует общий запрет и главенствует цензура», — говорится в обращении интернет-компаний.

Подписи под обращением поставили: генеральный директор Google Россия Владимир Долгов, генеральный директор Mail.Ru Дмитрий Гришин, генеральный директор «ВКонтакте» Павел Дуров, генеральный директор объединенной компании «Афиши» и Rambler Николай Молибог и генеральный директор «Яндекса» Аркадий Волож. Все подписавшиеся компании выразили понимание, что в последнее время проблема с нарушениями авторских прав вызывает «напряжение» у правообладателей. При этом стороны указывают, что современное российское законодательство не содержит системного описания, кто и при каких условиях должен нести ответственность за нарушение прав правообладателей при размещении контрафактных объектов интеллектуальной собственности с использованием сервисов интернет-компаний. В пример они приводят Европу, США и другие страны, где вопрос об ограничении ответственности информационных посредников в таких ситуациях был законодательно решен более десяти лет назад.

«К сожалению, в России в последнее время правообладатели все чаще предпочитают привлекать к ответственности не тех, кто размещает или распространяет незаконный контент, а интернет-компании. При этом игнорируется очевидный факт: компании, которые предоставляют свои сервисы миллионам пользователей, не имеют ни правовых оснований, ни технических возможностей, чтобы отслеживать каждое действие каждого пользователя и оценивать его законность или незаконность», — сказано в обращении «интернетчиков».

По словам пресс-секретаря «ВКонтакте» Владислава Цыплухина, толчком к такому обращению, по крайней мере, со стороны этой соцсети послужил судебный процесс ВГТРК против «ВКонтакте», который создает опасный для интернет-индустрии прецедент. Согласно решению суда второй инстанции «ВКонтакте» несет ответственность за контент, который размещают пользователи. Эта история еще не дошла до финала — в понедельник, 18 октября будет заседание кассационного суда по данному вопросу.

Представители всех компаний, подписавших обращение, сообщили BFM.ru, что им было легко найти общий язык и выразить общую позицию. В начале сентября они начали переговоры по этому вопросу, и уже к середине октября обращение было подписано.

«С коллегами по рынку нам легко договариваться, мы — единая индустрия, и в наших общих интересах способствовать ее прозрачности и развитию. Более того, мы учитываем интересы всех заинтересованных лиц: пользователей, правообладателей и операторов интернет-услуг — и понимаем, что крайности не могут решить проблему и предотвратить споры относительно авторских и смежных прав. Поэтому мы предлагаем на уровне закона закрепить реально работающий механизм, действенность которого подтверждают и сами правообладатели», — рассказала BFM.ru пресс-секретарь объединенной компании «Афиши» и Rambler Марина Анисимова.

Директор по связям с общественностью Google в России Алла Забровская, в свою очередь, сообщила, что у всех компаний, подписавших обращение, было понимание, что проблема есть и ее нужно решать. «Договориться было нетрудно, так как у всех было одинаковое понимание нашей общей позиции и предложений, — рассказала она. — Мы надеемся, что это обращение поможет совместными усилиями сформировать решения, которые были бы выгодны всем, не сдерживали свободное развитие Интернета и были бы законными».

Сам механизм, который интернет-компании предложили принять за основу в своем обращении, предельно прост. При получении обоснованного уведомления, содержащего точный адрес спорного материала, который размещен на сервисах, принадлежащих этим игрокам интернет-рынка, они готовы в течение разумного срока приостанавливать доступ к этому спорному объекту. «По своему усмотрению, мы можем информировать пользователя о факте обращения по поводу нарушения им авторских и смежных прав. Если пользователь не согласен с претензиями в свой адрес, он может прислать встречное уведомление, перестать быть анонимным и сообщить контактную информацию. Эту информацию мы сообщаем правообладателю. Таким образом, правообладатель получает информацию о надлежащем ответчике и может обратиться в суд. Если мы приняли решение не уведомлять пользователя или если встречное уведомление от пользователя отсутствует, спорный контент остается заблокированным или удаляется», — предлагают крупнейшие на российском рынке интернет-компании.

При условии соблюдения описанной выше процедуры, по мнению этих компаний, владельцы интернет-сервисов не должны нести ответственность за контент, размещенный пользователями. «Мы обращаемся к правообладателям с предложением пользоваться существующими механизмами прекращения нарушения авторских и смежных прав — теми, которые уже давно приняты в наших компаниях. По своему социальному и технологическому уровню эти механизмы соответствуют тем решениям, которые используются в мировом информационном пространстве. Они доказали свою эффективность в своевременном прекращении нарушения прав и обнаружении правонарушителя. Мы готовы к конструктивному диалогу по усовершенствованию этих механизмов», — призывают они правообладателей.

«Существующие механизмы действительно могут решить все проблемы правообладателей. Мы хотим, чтобы диалог с правообладателями строился по западной практике, где уже давно разграничили ответственность за пользовательский контент. Чтобы власть обратила внимание на проблему, пока правообладатели не вошли во вкус и не задушили российский Интернет», — пояснил Владислав Цыплухин.

Следом за правообладателями, интернет-компании также обращаются к российским законодательным органам с предложением как можно скорее на уровне закона разграничить ответственность за нарушения прав интеллектуальной собственности в Интернете, в частности, закрепив сложившуюся практику по применению вышеописанной процедуры реагирования на жалобы как критерий применения ответственности. «При принятии законодательных мер и в правоприменительной практике мы заявляем о необходимости соблюдения баланса прав всех заинтересованных лиц: пользователей, правообладателей и операторов интернет-услуг», — уточняют интернет-компании.

«Мы все понимаем, что необходимо на законодательном уровне выработать эффективные механизмы разрешения спорных вопросов. И сегодняшнее обращение к правообладателям — это предложение начать совместно работать в этом направлении... Мы ждем конструктивного диалога и формирования эффективных механизмов обеспечения законности и соблюдения прав на интеллектуальную собственность, удовлетворяющих всех участников рынка», — заявил BFM.ru вице-президент Mail.Ru Максим Бобин.

«Есть интересы правообладателей, законодательных органов, интернет-компаний и пользователей. Мы попытались выразить общеотраслевую позицию по этому вопросу. Мы действительно хотим показать, что мы открыты к диалогу и абсолютно прозрачны», — рассказал BFM.ru пресс-секретарь компании «Яндекс» Очир Манджиков. Кроме того, по его словам, это не последнее действие представителей интернет-компаний — в ближайшее время, возможно, в течение месяца, будет проведен круглый стол по вопросам охраны авторских прав и взаимодействию правообладателей и Интернета. В планах — участие представителей интернет-компаний, правообладателей, и российских законодательных органов.

«Мы считаем, что только совместные усилия всех заинтересованных лиц помогут сформировать решения, которые были бы выгодны всем, обеспечивали эффективное и свободное развитие Интернета, служили интересам законности и соблюдения прав на интеллектуальную собственность. Мы также призываем другие компании и организации, разделяющие нашу точку зрения, присоединиться к данному обращению», — говорится в конце обращения.

Полный текст «Обращения интернет-компаний об ответственности за пользовательский контент» размещен в официальных блогах Google, Mail.ru, Rambler и «Яндекс».

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию