«Русский Newsweek» не вписался в рынок
Лента новостей
Один из популярных запросов Google — «Русский Newsweek». В понедельник вышел последний номер журнала, издававшегося 6 лет. Формат общественно-политического еженедельника в России не прижился

BFM.ru продолжает совместный проект с Google. Крупнейшая поисковая система предоставляет список наиболее часто встречавшихся за день запросов, а BFM.ru освещает одну из тем. Один из самых популярных запросов — «Русский Newsweek». В понедельник он вышел в последний раз. Издающий журнал в России ИД Axel Springer Russia не стал продлевать лицензию с американским Newsweek Inc., мотивировав это «экономическими соображениями». Эксперты считают, что у нас пока не прижился сам формат общественно-политического еженедельника.
О том, что номер от 18 октября станет последним, «дочка» немецкого издательского дома Axel Springer — компания «Аксель Шпрингер Раша» — сообщила в пресс-релизе, выпущенном в понедельник утром. Примерно в то же время о закрытии журнала официально оповестили его сотрудников. «Единственная официальная встреча состоялась сегодня. Вышла Регина фон Флемминг, объявила о решении, сказала всем «спасибо». Этим все закончилось», — рассказал BFM.ru первый заместитель главного редактора «Русского Newsweek» Степан Кравченко.
«Главный редактор журнала Михаил Фишман, 37 лет, предположительно, займется другими журналистскими проектами в Axel Springer AG Group в качестве специального корреспондента группы WELT в России и странах СНГ. В дальнейшем «Аксель Шпрингер Раша» продолжит издавать деловой журнал Forbes, российскую версию журнала о компьютерах COMPUTERBILD, журнал о знаменитостях OK!, а также приобретенные в апреле 2010 года журналы GEO, GALA Биография, GEO Traveller и GEOлёнок», — говорится в официальном сообщении компании.
Журнал выходил в России с 2004 года, и все это время периодически возникали слухи о том, что он вот-вот будет закрыт, либо о том, что для него ищут нового инвестора. Очередная их порция пришлась на сентябрь. В качестве основного претендента на покупку лицензии называлась группа «ОНЭКСИМ» Михаила Прохорова. Однако представители российского «Акселя» эту информацию не подтверждали.
После известия о закрытии «Русского Newsweek» главный редактор Михаил Фишман заявил BFM.ru, что по журналу «довольно сильно» ударил экономический кризис. «Мы из него не сумели выйти, по крайней мере, так рассудил издатель. Я считаю, что у нас были перспективы, и неплохие, справиться с кризисом в следующем году. Я имею в виду поступления рекламы, но издатель рассудил иначе», — сообщил он BFM. Степан Кравченко, первый заместитель Фишмана, соглашается: «После кризиса у журнала были проблемы, связанные с отсутствием рекламы, с тем, что выпускать его дорого. Немногие мечтают дать рекламу в такой журнал. Рекламодатели или их агенты не хотят, чтобы их бренды соседствовали с большим количеством негатива, с заметками, в которых много отрицательной информации, в которых много крови и разных ужасов. Это очень дорогой журнал». Впрочем, и Кравченко считает, что «поток рекламы в журнал, не очень большой, но достойный, можно было бы организовать».
Все сотрудники издания будут уволены с формулировкой «по сокращению штата». «Мы пытаемся предложить альтернативные варианты трудоустройства сотрудников в Axel Springer Russia, — сказал BFM.ru официальный представитель головного офиса Axel Springer AG в Берлине Кристиан Гаррельс (Christian Garrels). — Если этого не получится, то мы будет принимать индивидуальные социально приемлемые решения».
Издательский дом не называет суммы убытков, но их наличие признает. Перспективы рентабельности журнала «не были обозначены в течение последних шести лет», поясняет Кристиан Гаррельс, тогда как перед каждым изданием Axel Springer стоит цель «стать прибыльным и экономически успешным в среднесрочной и долгосрочной перспективе». «Коммерсант» ранее оценивал ежегодный убыток «Русского Newsweek» в 500 тыс. долларов ежегодно. По информации TNS Russia за март—июль этого года, аудитория одного номера в Москве составляла 98,8 тыс. человек, в целом по России — 215 тыс. Тираж последнего номера — 53 тыс. экземпляров.
Россия остается для ИД «привлекательным и интересным» рынком, и в перспективе компания планирует расширять присутствие в стране, уверяет Гаррельс. Политической обстановкой при принятии решений издательский дом, по словам берлинского представителя Axel, не руководствуется.
Немецкий журнал Spiegel, пишущий о «русской усталости» немецкого концерна», связывает закрытие «Русского Newsweek» именно с политическими причинами. Убытки, которые издание приносило германскому медиагиганту, Spiegel считает далеко не главной причиной закрытия. Не без едкой иронии обозреватель Spiegel пишет о том, что «знаменитый американский журнал… собирался высоко держать западные ценности».
Переговоры о выпуске «Newsweek» под крылом олигарха Михаила Прохорова, которого комментаторы Spiegel называют «либеральным» и «не вмешивающимся в редакционные дела» бизнесменом, провалились. «Это признак растущего политического давления, — указывает Spiegel, — «Русский Newsweek» — последний влиятельный и независимый журнал огромной страны. Большинство других питаются за счет дружественных Кремлю олигархов. И даже критическая по отношению к правительству «Новая газета» или радио «Эхо Москвы», считающиеся островом свободы прессы, вписаны в определенные для них ниши. Они служат отдушиной для меньшинства из демократически ориентированных россиян».
Проблема в самом формате — общественно-политический журнал в России пока не приживается, полагает вице-президент Гильдии издателей печатной прессы Василий Гатов. Рынок для такого формата в России слишком мал, а выпуск подобных изданий слишком дорог.
«Такой журнал нельзя делать на коленке, без дорогой расследовательской журналистики, без серьезной юридической подготовки по многим материалам. Все это требует расходов, которые наш рынок не очень в состоянии нести или точнее, не очень хочет оплачивать», — говорит Гатов BFM.ru.
В России подобные издания поддерживались в рамках остаточной модели глобального распределения бюджетов. «Canon дает рекламу в американском Newsweek и будет давать в российском. Но этого недостаточно для функционирования, — продолжает Гатов. — На сегодняшний день нашего рынка не хватает для того, чтобы такие издания существовали. Это журнал для деловой, политической и информационной элиты богатого, стабильного и заинтересованного в окружающем мире общества. Причем именно общество должно быть богатым, а не 500 человек главных читателей. У нас они очень богатые, ну и что?»
Рекомендуем:




Рекомендуем:

