16+
Суббота, 31 июля 2021
  • BRENT $ 75.53 / ₽ 5526
  • RTS1625.76
29 октября 2010, 13:15 Компании

Правительство заморозило нефтедобычу

Лента новостей

Правительство определилось со стратегией развития нефтяной отрасли на десятилетие вперед. Нефтедобыча застынет на достигнутом уровне примерно в 500 млн тонн, который предстоит удерживать будущие 10 лет

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Правительство определилось со стратегией развития нефтяной отрасли на десятилетие вперед. Нефтедобыча застынет на достигнутом уровне примерно в 500 млн тонн, который предстоит удерживать будущие 10 лет. Возможно, это не самый удачный вариант развития, так как он сохранит сырьевую зависимость бюджета и затормозит развитие нефтехимии.

На совещании в Самаре, которое прошло 28 октября под руководством Владимира Путина, была рассмотрена и одобрена генеральная схема развития нефтяной отрасли до 2020 года.

«Основные положения одобрены, с учетом высказанных предложений и замечаний мы доработаем документ и в четвертом квартале представим в правительство», — сообщил глава Минэнерго Сергей Шматко.

Важное изменение состоит в том, что правительство решило отказаться от форсирования нефтедобычи и предлагает установить ее целевой уровень к 2020 году в объеме 500–505 млн тонн, как и в 2010 году. На развитие нефтедобычи будет потрачено за 10 лет 8,6 трлн рублей. От дальнейшего роста добычи решено отказаться, ввиду огромной затратности дополнительных капвложений.

«Мы попали в точку. Это тот баланс, когда сохраняются стабильные поступления в бюджет, но и сохраняется уровень добычи», — прокомментировал Сергей Шаталов цифры добычи.

Отметим, что нефтегазовые доходы федерального бюджета России на 2010 год запланированы в 3,744 трлн рублей при общем объеме доходов в 7,784 трлн рублей. То есть они составляют 48%. А только за счет льгот по экспортным пошлинам для нефти Восточной Сибири, которые позволят в будущем компенсировать снижение добычи на старых месторождений, бюджет недосчитался 126,1 млрд рублей.

500 млн тонн добычи, полагают власти, должно хватить и для внешнего и внутреннего рынка. Одновременно будет сделан упор на диверсификацию системы поставок. Для этого за 10 лет будет завершено формирование единой системы нефтепроводов, в частности, предстоит достроить нефтепровод Восточная Сибирь–Тихий океан (ВСТО) и вторую очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС-2).

С учетом вероятного будущего роста глобального потребления нефти, очевидно, что доля российской экспорта нефти на мировых рынках будет снижаться, но старший аналитик ИК «Метрополь» Александр Назаров считает, что на мировые рынки «смотреть и не нужно». «Главное, что правительство определилось с непростым выбором: добывать больше нефти и, следовательно, получать больше налогов либо остановится на текущем уровне. Но бюджет и так наполовину зависит от нефтяных поступлений, поэтому важно, что правительство решило, что текущая налоговая нагрузка на нефтяной сектор является вполне достаточной, позволит поддерживать достигнутый уровень добычи и одновременно развиваться компаниям», — сказал BFM.ru аналитик.

Однако аналитик ИК «Баррель» Анна Анненкова не исключает, что задача поддержания добычи на текущем уровне, возможно, является «не вполне правильной», учитывая, что добыча на старых месторождениях быстро падает, в нефтеразведку вкладывалось недостаточно, а увеличение нефтедобычи в новых нефтегазовых провинциях требует слишком больших инвестиций. «Это не первая стратегия. Новый вариант сохраняет сырьевую ориентацию отрасли и надо больше внимания уделить нефтепереработке», — заявила она BFM.ru.

Впрочем, по расчетам Минэнерго, за 10 лет будут заложены 23 крупнейших НПЗ, и по сбалансированному целевому сценарию нефтепереработка к 2020 году составит 230–240 миллионов тонн в год, а ее глубина существенно возрастет. Чтобы стимулировать этот процесс, решено не подключать к магистральным нефтепроводам новые НПЗ, где этот показатель менее 70% (сейчас в среднем по отрасли — 71%).

Как считает Владимир Путин, уже с 2011 года все российские НПЗ должны перейти на выпуск бензина стандарта Евро-3. Но не исключено, что будет учтен призыв «Газпром нефти» не форсировать тотальный переход на бензин с октановым числом не ниже 95, так как спрос на марку Аи-92 пока составляет примерно 40% всего потребления. Компания простит разрешить производить Аи-92 и после 2011 года при условии, что качество топлива в положенные сроки дорастет до уровня Евро-4 и Евро-5.

Картину в отрасли портят 250 так называемых «керосинок» и «самоваров», где глубина переработки в среднем чуть больше 40%. Но для крупных компаний, полагают эксперты, с учетом инвестиционных планов (суммарно 780 млрд рублей) существенно поднять глубину и качество нефтехимии по силам. Например, на Новокуйбышевском НПЗ, принадлежащем «Роснефти», к 2014 году глубина переработки должна вырасти до 95%.

Все это позволит существенно сблизить уровень развития российский нефтепереработки с показателями отрасли в развитых странах. Но Анна Анненкова отмечает, что инвестиции в увеличение глубины нефтепереработки все-таки являются недостаточными. «Конечно, нельзя сказать, что глубина не растет. Но те средства, которые запланировали наши крупные компании, не смогут кардинально изменить ситуацию» — сомневается эксперт.

Она отмечает, что сейчас США переориентируют свои НПЗ на тяжелую нефть с Американского континента, что позволит им существенно сократить зависимость от поставок из стран Персидского залива. В ответ государства региона стремительно развивают нефтепереработку и нефтехимию. «Конечно, многое будет зависеть от котировок доллара, но развитие в таком направлении может серьезно уронить цены на нефть», — предупреждает Анна Анненкова.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию