16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 86.67 / ₽ 8082
  • RTS1169.74
2 ноября 2010, 20:10 Макроэкономика

Приватизацию могут разыграть по долговому сценарию

Лента новостей

Российские власти рассматривают возможность приватизировать в 2011 году государственные компании не просто через продажу акций, а путем выпуска «обмениваемых облигаций»

Российские власти рассматривают возможность приватизировать в 2011 году государственные компании не просто через продажу акций, а путем выпуска «обмениваемых облигаций». Фото: Григорий Собченко/BFM.ru
Российские власти рассматривают возможность приватизировать в 2011 году государственные компании не просто через продажу акций, а путем выпуска «обмениваемых облигаций». Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Российские власти рассматривают возможность приватизировать в 2011 году государственные компании не просто через продажу акций, а путем выпуска «обмениваемых облигаций» — бумаг, которые потом могут быть конвертированы в акции компаний.

Предполагается, что это будут государственные бонды с низкой доходностью. Об этом пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в Министерстве экономического развития и правительстве. По данным источников газеты, с таким предложением в октябре в МЭР и другие ведомства обращался инвестиционный банк Credit Suisse. Консультации по данному вопросу в октябре-ноябре проходили у помощника президента Аркадия Дворковича, в Минфине и Минэкономики.

«Выпуск конвертируемых облигации — довольно распространенная на международной рынке практика привлечения средств в капитал компаний, правда, в России она применялась не часто», — рассказал BFM.ru вице-президент Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи Михаил Темниченко. По его словам, в варианте размещения конвертируемых облигаций среди инвесторов обычно выигрывают именно покупатели, а не продавец. «Фактически, покупатели активов в этой схеме дают продавцу деньги в долг. Если акция, в которую инвестор может конвертировать облигацию, вырастет в цене, то держатель бонда может выбрать акцию. Если цена акции будет падать, то инвестору в момент погашения бумаги просто вернут деньги и небольшой процент за пользование ими», — объясняет Михаил Темниченко.

«Для рынка это был бы интересный инструмент, хотя все зависит, конечно, от того, во что будут конвертироваться облигации. Если в ликвидные акции крупнейших российских компаний и банков, то да, такие бонды интересны, а если в неликвидные, или даже в не торгуемые бумаги, то для покупателей такой инструмент, скорее, не будет представлять интерес», — считает начальник управления инвестиционно-банковских операций Райффайзенбанка Никита Патрахин. Он отмечает, что тоже сомневается в эффективности такой операции для правительства, так как это, по сути, сравнимо с привлечением долга, хотя и недорогого.

Начальник аналитического отдела ИК «Грандис Капитал» Денис Барабанов считает, что, видимо, наши власти решили перестраховаться и обеспечить выпадающие доходы бюджета в предвыборные года за счет приватизации, и поэтому, скорее всего, рассматривают все варианты продажи госкомпаний. «Все проведенные в России первичные размещения акций — IPO — пока не очень успешны, так как мировой фондовый рынок начал падать в 2007 году, практически сразу за проведением наших IPO, быть может, поэтому вариант облигаций кажется иностранным инвесторам более мягким способом вхождения в наши активы», — отмечает он.

«При подготовке к IPO и к размещению облигаций каждая компания проходит абсолютно одинаковые внутренние процедуры с точки зрения приготовления компании к открытости внешнему инвестору, но облигационный заем оформляется быстрее — просто пишешь проспект эмиссии облигаций и регистрируешь его в ФСФР, если это бумага рублевая», — поясняет управляющий директор банка «Открытие» Михаил Автухов. При этом он говорит, что облигация — это самый понятный для инвестора инструмент, так как в проспекте эмиссии все прописано — и права держателя бумаги, и обязанности эмитента, и в случае конвертируемости — когда и на какие активы их можно обменять.

Денис Барабанов отмечает и еще один плюс облигаций для иностранного инвестора — в них проще входят иностранные хедж-фонды, те, которым не очень по душе вложение в акции развивающихся рынков. Более того, финансисты отмечают, что есть фонды, которым строго указано — не участвовать в IPO, а вот облигации приватизируемых компаний они покупать могут.

При этом доходность этих облигаций участники рынка оценивают по-разному. Михаил Автухов говорит, что она будет на уровне 3–4%, а Денис Барабанов считает, что еще ниже — 1–2%.

При этом некоторые участники рынка считают, что для государства размещать облигации крайне невыгодно. «Выпуск облигаций на приватизации — это слишком кривой путь достижения достаточно ясной цели», — пояснил BFM.ru свою точку зрения один из банкиров на условиях анонимности. Он говорит, что размещать займы можно лишь в том случае, если государство смотрит на перспективы нашего рынка пессимистично, мол, цены на все активы упадут. А Михаил Автухов добавляет, что рейтинг большинства компаний из списка приватизации довольно высок и лишь чуть уступает страновому. И реши эти компании просто занять денег, ставка привлечения также была бы не очень высокой.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию