16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 87.94 / ₽ 8102
  • RTS1178.69
19 января 2009, 10:46 СМИ

Периодическая пресса лучше идет с лотка

Лента новостей

У деловой прессы сейчас можно наблюдать повышение розничных тиражей, а у «глянца» обратная тенденция. Что же касается подписных тиражей, то здесь тенденция единая — они падают практически у всех изданий.

Фото: PhotoXPress
Фото: PhotoXPress

Как уже сообщал BFM.ru, с рекламой в печатных изданиях ожидаются большие проблемы. По крайней мере, окончательно еще нельзя сказать насколько снизятся бюджеты — их утверждение многие рекламодатели перенесли по срокам ближе к февралю. Впрочем, вполне очевидно, что рекламных денег в этом году будет значительно меньше, чем в прошлом. Также очевидно, что рекламодатели будут уходить от дорогого размещения к более дешевому. В предчувствии нехватки рекламы многие издательства стали закрывать или сокращать некоторые печатные проекты. В первую очередь, это затронуло «глянец».

Тем не менее, основные периодические издания на рынке останутся, но во многих случаях уменьшится их тираж. Хотя, если разделить тиражи на две составляющие — розничный и подписной, то все не совсем однозначно. У деловой прессы сейчас можно наблюдать повышение розничных тиражей, а у «глянца» обратная тенденция. Что же касается подписных тиражей, то здесь тенденция единая — они падают практически у всех изданий.

Из отчета агентства «Роспечать», подписные каталоги которого знакомы почти каждому жителю России, следует, что до 2007 года включительно рынок газет рос в своем объеме — изданий становилось больше из года в год. Оборот от их реализации и рекламные доходы в 2007 году также, естественно, росли. Правда, тиражи этих газет, а также аудитория печатных версий газетной и журнальной прессы, в то же время сокращались. Всего же в 2007 году было отпечатано 7,8 млрд экземпляров газет против 8,05 млрд годом ранее. Специалисты «Роспечати» связывали это со снижением интереса жителей нашей страны, особенно молодежи, к печатной прессе вследствие стремительного развития онлайновых СМИ. В прошедшем же году в различных сегментах периодики наблюдались разнонаправленные тенденции.

Генеральный директор Национальной тиражной службы (НТС) Илона Соколова рассказала BFM.ru о некоторых тенденциях: «Наибольший рост продемонстрировали бесплатные издания, а локомотивом прошлого года стал понедельничный выпуск «Комсомольской правды», переведенный на бесплатное распространение и увеличивший тираж за год на 130%. Еженедельники «КП-толстушка» и «АиФ» сохранили тиражи на прежнем уровне. Довольно ощутимо снизились тиражи у общероссийских деловых изданий». В противовес им, по данным экспертов Национальной тиражной службы, региональные деловые издания росли в своих тиражах. В частности, сейчас набирает обороты сеть журналов «Деловой квартал» издательского дома «Абак-пресс».

Илона Соколова отметила также, что стабильными оставались тиражи региональных общественно-политических газет. «Быстрыми темпами рос рынок регионального глянца. Здесь опять таки надо упомянуть проекты ИД «Абак-пресс» — «Я покупаю» с приложениями и каталоги «Девять линий» и «Выбирай соблазны большого города». Рос также тираж журнала «Интерьер без границ» издательской группы Paramon».

С мнением гендиректора НТС во многом соглашается Геннадий Кудий, начальник отдела периодической печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. По данным агентства, журнальные тиражи за 2008 год выросли на 200 млн экземпляров. Что же касается газет, то их «тиражи в лучшем случае остались в прежнем состоянии, если не упали».

О том, насколько конкретно затронул финансовый кризис объемы тиражей, говорить пока рано, — так считают эксперты и участники рынка. Это будет ясно примерно к середине года, когда у специалистов появится возможность проанализировать потребительское поведение россиян и понять, готовы ли они пожертвовать привычной прессой ради экономии собственных средств.

«Пока мы видим, как активно издатели закрывают неприбыльные проекты и отказываются от непрофильных активов. Самой заметной потерей начала нынешнего года может стать журнал «Индустрия рекламы», который собираются закрыть, — объясняет Илона Соколова.

Эту же тенденцию отмечает и Геннадий Кудий, при этом он дал довольно грубую, по его словам, оценку: «В целом, кризис снизил тиражи на 1-2%. Но нужно учитывать тип издания и кем оно выпускается. Многое зависит от контента, от умения вести бизнес издателем, от наличия онлайновой версии».

Впрочем, эксперты отмечают, что на фоне кризиса произошел заметный рост розничных тиражей деловой прессы. По мнению Алексея Кобзева, директора по маркетингу и распространению издательского дома «Креатив Медиа», рост розничных тиражей деловой прессы с началом финансовой нестабильности мог составить до 20%. Также считает и коммерческий директор издательского дома «Коммерсантъ» Павел Филенков. Правда, рост тиражей деловых СМИ он отнес к уже вполне традиционному явлению для ситуации, которая сейчас сложилась и в мире, и в стране. «Для такого тревожного времени рост тиражей — явление нормальное. Так было и в 1998 году и в год, когда рушились «Башни-близнецы». Так что и у нас медленно, но верно растут розничные тиражи».

В тоже время Филенков отмечает и другую тенденцию: на фоне роста розничных тиражей сокращаются тиражи подписные. По его мнению, можно говорить о 10%-ном снижении. «Когда мы узнали итоги нашей подписной кампании и заметили эту тенденцию, то попытались понять, в чем же дело. Оказалось, что сокращение идет и по традиционной (каталожной) подписке, и по редакционной. Основная причина — отказ компаний от корпоративной подписки. Те организации, что были подписаны на 50 экземпляров, теперь выписывают лишь 5–7».

О сокращении числа корпоративных подписчиков говорят и в компании «Интер-Почта», предоставляющей корпоративную подписку на газеты и журналы. Не называя точных цифр, менеджер отдела заказов «Интер-Почты» Анастасия Дерябина рассказала BFM.ru, что компании стали меньше подписываться в особенности на зарубежные оригинальные издания, которые куда дороже российских.

Подписка на периодическую печать в России имеет давнюю историю и богатые традиции, оставшиеся от советских времен. Но в последнее время, как отмечают специалисты, подписчиков становится все меньше и меньше.

По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, на 1 декабря 2008 года было зарегистрировано 52 тысячи периодических изданий, из которых 27,4 тысячи — газеты, 20,4 — журналы. Оставшиеся «тысячи» — всевозможные каталоги и что-то подобное. У Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия другие данные: 125 тысяч зарегистрированных изданий.

«Это какая-то совершенно фантастическая цифра, — удивился Геннадий Кудий. — Я не знаю, как они считают, но полагаю, что большая часть этих печатных СМИ не выходит на регулярной основе». При этом он пояснил, что, по данным федерального агентства, уровень подписных тиражей в прошлом году составлял всего 30% от общих тиражей, зарегистрированных изданиями.

«Большинство склонно объяснять это неудовлетворительной работой почты, — говорит Кудий. — Все всегда валят отказ от подписки на эту службу. Тем не менее, почта все это время исправно исполняла свои обязанности. И это несмотря на то, что подписные тарифы убыточны,. Я считаю, что доля участия самих издателей в распространении по подписке должна существенно повыситься».

Падение подписных тиражей, как было сказано выше, отметили в ИД «Коммерсантъ». А Алексей Кобзев из «Креатив Медиа» рассказал BFM.ru, что подписные тиражи изданий этой группы в первом полугодии текущего года не изменились относительно второго полугодия года прошлого. «Обычно мы наблюдаем рост в первом полугодии на 18-20%, а по итогам нынешней подписной компании никакого роста не было».

Об итогах подписной кампании на первое полугодие 2009 в «Почте России» пока рассказать не смогли: «Официальные итоги подписной кампании на I полугодие 2009 года будут подведены и озвучены к концу января».

Прогнозы большинства экспертов и игроков рынка на будущее розничных и подписных тиражей пока нельзя назвать конкретными. Правда, Павел Филенков считает, что в нынешнем году суммарный розничный тираж деловой прессы будет расти. А Геннадий Кудий предполагает, что «устойчивые издательские дома выдержат этот

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию