16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.04 / ₽ 8190
  • RTS1160.60
26 ноября 2010, 14:07 СпортМакроэкономикаОбществоПолитика
Актуальная тема: ЧМ-2018

Замкнутый круг: футбол-деньги-политика

Лента новостей

В Испании из-за региональных выборов впервые в истории перенесен центральный матч национального чемпионата «Реал» - «Барса». В российских околоспортивных кругах нарастает напряжение в канун голосования в Цюрихе за право проведения ЧМ-2018

Центральный матч испанского чемпионата впервые в истории перенесен в угоду политике. Фото: AP
Центральный матч испанского чемпионата впервые в истории перенесен в угоду политике. Фото: AP

Матч испанских футбольных клубов «Реал» и «Барселона», который должен был состояться в воскресенье, перенесен на понедельник, чтобы он не совпал с региональными выборами в Каталонии. Сугубо испанская сугубо спортивная новость? Не торопитесь. Испанский социолог Рамон Лопес, автор книги «Футбол в постнациональную эпоху», убежден в том, что перенос самого зрелищного матча испанской профессиональной лиги (встречи Мадрида и Барселоны называют el clasico, «классикой») представляет собой пример откровенного вмешательства большой политики в большой футбол. И этот феномен имеет международный характер.

«Классика» по традиции всегда происходит по воскресеньям. С момента смерти диктатора Франко и восстановления в Испании демократического правления 16 выборов различного уровня приходились на этот воскресный день, и ни разу матч «Реал» - «Барса» не переносился. А тут вдруг к разочарованию сотен тысяч испанских болельщиков и десятков миллионов любителей испанского футбола в мире взяли — и перенесли на будний день. С точки зрения местной и общенациональной испанской политики, нынешние выборы в Каталонии очень важны, почему, собственно, на клубы и было оказано беспрецедентное давление.

Но нам сейчас важно не то, почему произошел перенос знакового матча, а связь футбола (и в целом спорта) с политикой, а точнее механизм, благодаря которому такая связь стала возможной.

В той же Испании клубы представляют собой значительную экономическую силу. Футбол генерирует 0,9% ВВП страны, а если взять отдельно сектор услуг, — 1,2% ВВП. Соответственно министерство финансов ведет себя по отношению к владельцам главных клубов с сугубой предупредительностью, зачастую закрывая глаза на нерегулярную выплату налогов, предоставляя льготы при приобретении земель под стадионы и т.п. В ответ футбол оказывает услуги политикам, отмечает газета El Pais.

Конечно, в политизации футбола нет ничего нового, даже если оставить в стороне историю с «футбольной войной» между Гондурасом и Сальвадором, в которой полегли сотни человек в обеих центральноамериканских странах. В 1954 году неожиданная победа в чемпионате мира сборной ФРГ над более сильной командой Венгрии (она вошла в историю под названием «Чудо в Берне» по месту проведения матча) стала началом экономического и политического восстановления Германии. Вот пример обратной ситуации: мундиаль 1978 года в Аргентине. Проведение чемпионата позволило аргентинской военной хунте легитимизировать свое правление в глазах значительной части мирового сообщества.

Вообще репрессивные режимы особенно обхаживают спорт. В Испании во времена Франко был изобретен лозунг «футбольная ярость» (или «красная ярость» по цвету формы национальной сборной). Термин la furia roja до сих пор является синонимом испанской сборной, хотя, конечно, в нынешних условиях он не предполагает идеологической нагрузки.   

В СССР спорт, и в особенности его массовые виды, футбол и хоккей, были необычайно политизированы. Был даже изобретен особо фальшивый лозунг «О, спорт, ты — мир!» Победа на любых международных соревнованиях рассматривалась как проявление торжества социалистической системы. С развалом СССР эта традиция возродилась в карикатурном виде, когда олимпийцев провожали на Олимпийские игры в Ванкувере с молебнами в Храме Христа Спасителя (а возвращались они оттуда, как мы знаем, с позором). Оба руководителя государства публично болеют за национальную сборную и отдельные клубы, то за кружкой пива, то в других интерьерах, а затем награждают, награждают, награждают.

За право проведения Олимпиады в Сочи боролся лично Владимир Путин, в ту пору еще президент; он не поленился слетать в далекую Гватемалу и разучить несколько фраз по-французски. Сейчас, насколько можно судить, ведутся подспудные борения за то, чтобы премьер Путин слетал в Цюрих, где 2 декабря ФИФА предстоит решить, кому достанется честь проведения ЧМ по футболу 2018 года. Поскольку полной уверенности в нашей победе нет, судьба путинского визита также под вопросом. А в отсутствие премьера шансы на победу России, как принято считать, существенно ниже. Замкнутый круг.

Понятно, что приобретение футбольных клубов российскими миллиардерами тоже не лишено политической составляющей. С этой точки зрения любопытно смотрелся недавний футбольный матч «Челси» Романа Абрамовича против «Спартака» Леонида Федуна.

Кстати, связь футбола, денег и политики — это улица с двусторонним движением. Бывший глава футбольного клуба «Барселона» Жоан Лапорта ныне возглавляет одну из политических партий в Каталонии, и в этом качестве будет принимать участие в региональных выборах в воскресенье. Из футбольного прошлого за г-ном Лапортой тянется коррупционный след, о котором уже писал BFM.ru: некий турецкий футбольный агент обвиняет бывшего руководителя «Барсы» в том, что тот получил крупную комиссию от связанной с дочерью президента Узбекистана футбольной команды, но не поделился комиссионными с агентом.

Еще более очевидный пример — история Сильвио Берлускони, который стал президентом футбольного клуба «Милан», прежде, чем сделался премьер-министром Италии. Сейчас у Берлускони дела в политике идут не блестяще, он может досрочно лишиться премьерства. Самое время вернуться в большой футбол?
 

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию