16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 87.52 / ₽ 8165
  • RTS1166.54
16 января 2011, 19:59 МакроэкономикаВалютаКомпании

Экономика Казахстана ушла в отрыв от российской

Лента новостей

Успехи экономического развития Казахстана неоспоримы: даже в кризисный год экономика выросла на 1,2%. Эксперты говорят о неизрасходованном потенциале этого члена Таможенного союза

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Партнеры по Таможенному союзу — Россия и Казахстан — имеют схожие по структуре экономики. Однако экономическая ситуация в Казахстане смотрится на фоне российской более выигрышно. О причинах такого превосходства «степной экономики» в интервью BFM.ru рассуждает главный экономист компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков


Евгений Евгеньевич, по данным статкомитета СНГ, в 2010 году экономическая ситуация в Казахстане выглядела предпочтительней, чем в других государствах постсоветского пространства. Так ли это?

— Более того, за последние десять лет динамика экономических показателей Казахстана была лучше, чем у многих других стран региона, включая Россию и Украину. Наиболее впечатляющая картина сложилась во время кризиса и после него: банковский сектор Казахстана сумел выжить, а экономика в целом в 2009 году выросла на 1,2%.

В то же время ВВП России, по официальным данным, сократился в том же году на 7,9%, а спад в экономике Украины был еще сильнее — более 15%.

В 2010 году ситуация в экономике Казахстана снова должна быть лучше, чем в других странах СНГ. Экономика страны может вырасти приблизительно на 7,0-8,0% (в I полугодии 2010 года рост уже составил 8,0%). В России рост будет менее значительным — 4,0% или около того. А ВВП Украины, по прогнозам, увеличится на 3-4%. Очевидно, что даже несмотря на весьма низкую базу сравнения с прошлым годом, благодаря которой динамика показателей могла бы быть более впечатляющей, рост ВВП России и Украины будет более умеренным, чем у Казахстана.

Этот отрыв Казахстана сохранится и в 2011 году?

Перспективы экономики Казахстана на 2011 год также выглядят довольно неплохо. Прогнозы роста на 2010 год и последующие годы, представленные правительством Казахстана и международными финансовыми организациями, достаточно консервативны. По оценкам казахстанского правительства, рост экономики страны составит 5,0% в 2010 году и 3,1% — в наступившем. МВФ в апреле прошлого года прогнозировал, что в 2010 году экономика Казахстана будет расти медленнее — на 2,4%, а в 2011 году быстрее — на 4,2%.

Сейчас, скорее всего, ситуация видится таким образом: темпы роста ВВП в 2011 году будут ниже, чем в прошлом году, поскольку завершится посткризисный «отскок». В целом, рост экономики Казахстана будет более устойчивым, чем в России и Украине.

В России инфляция по результатам прошло года превысила 8%. А в Казахстане?

— Более высокие, чем ожидалось, темпы роста (в сравнении с официальными прогнозами) обеспечат улучшение бюджетных показателей, поэтому дефицит бюджета Казахстана может быть ниже запланированных правительством на 2010 год 2,8% ВВП.

В результате инфляция, которая за 8 месяцев прошлого года осталась умеренной — 4,6% (а в августе была нулевой), вероятно, удержится в рамках официально объявленного диапазона 6-8% в 2010 и 2011 годах, причем в последнем случае будет ближе к нижней границе или еще ниже.

Дальнейшее снижение инфляции будет возможно, если цена на нефть в 2011 году будет выше, чем предполагает правительство Казахстана (65 долларов за баррель). В этом случае дефицит бюджета окажется меньше, чем ожидалось, что и будет способствовать замедлению инфляции. Кроме того, правительство Казахстана консервативнее подходит к планированию бюджета, в котором заложена более низкая цена на нефть на 2011 год. Тогда как российское правительство, по-видимому, оптимистичнее оценивает перспективы мировой экономики и цен на сырье, и, не колеблясь, закладывает в бюджет среднегодовую цену нефти в 75 долларов за баррель.

Такой консерватизм имеет преимущества?

— Более рациональный и консервативный подход к оценке ситуации на сырьевых рынках, который демонстрирует правительство Казахстана, снижает риск возникновения кризисной ситуации в экономике в 2011 году. В России этот риск выше. Ослаблению экономических рисков в Казахстане способствует не только более разумная бюджетная политика, но и более последовательная экономическая политика в широком смысле слова.

Бюджет Казахстана менее уязвим не только благодаря тому, что в нем заложена более низкая цена на нефть, но и потому, что общий уровень бюджетных расходов останется намного ниже, чем в России и Украине. Совокупный объем бюджетных расходов в Казахстане составляет около 25% ВВП, тогда как в России только расходы федерального бюджета эквивалентны примерно 22-23% ВВП. А расходы консолидированного бюджета (включая региональные расходы, скорректированные с учетом трансфертов из федерального бюджета в местные) в прошлом году составили приблизительно треть ВВП.

Сдерживание бюджетных расходов в Казахстане способствует увеличению эффективности экономики, повышению темпов роста и снижению инфляции, и такая тенденция, вероятно, сохранится в 2011 году и в последующие годы.

Но одновременно в Казахстане выше внешняя задолженность?

— Отношение внешнего долга к ВВП у Казахстана намного выше, чем в России. В 2009 году долг Казахстана составлял почти 100% ВВП, а в 2010 году он должен быть на уровне менее 90% ВВП, чем в России (по прогнозам, к концу года у нас долг составит около 33% ВВП). Однако график погашения долга Казахстана вполне приемлемый.

В 2011 году Казахстану предстоит погасить приблизительно 11,6 млрд долларов долга, включая процентные платежи, что, по оценкам, будет сопоставимо со счетом текущих операций. Ограниченность бюджетных расходов и их умеренный рост позволяют сдерживать не только инфляцию, но и рост импорта: в 2010 году объем импорта должен быть на 7-8% выше по сравнению с 2009 годом. В России рост импорта во II квартале 2010 года ускорился примерно до 33% с уровня годичной давности. Неудивительно, что в России баланс счета текущих операций ухудшается, и рубль в результате стал более уязвимым. В Казахстане же в 2010 году было зафиксировано весьма большое положительное сальдо счета текущих операций (5,7 млрд долларов в 1 квартале этого года против дефицита 3,5 млрд долларов в I квартале 2009 года).

Выходит, макроэкономические риски в Казахстане ниже, чем в России?

— Макроэкономические риски в Казахстане слабее, поскольку правительство страны лучше справлялось с решением проблем, возникавших в результате внешних воздействий из-за нестабильности мировой экономики. Оно быстрее и эффективнее отреагировало на кризис и проводило более последовательную экономическую политику, благодаря чему стране удалось избежать сокращения ВВП в 2009 году (в отличие от России и Украины).

Политические риски в 2011 году (если допустить, что они существуют), намного слабее, чем в России, поскольку экономическая политика в Казахстане проводится более последовательно. Таким образом, Казахстан будет более привлекательным для зарубежных инвесторов, и прямые иностранные инвестиции позволят улучшить баланс счета капитала. Перспективы национальной валюты также вполне оптимистичны. Благодаря снижению инфляции конкурентоспособность казахстанской экономики меньше пострадает из-за реального ослабления тенге.

Все вышесказанное означает, что несмотря на сильную зависимость экономики Казахстана и России от цен на сырье и несовершенство институциональной структуры, ситуация в Казахстане более благоприятна, поскольку правительство меньше вмешивается в экономические вопросы и проводит более последовательную экономическую политику. Эти факторы должны позитивно сказаться на конъюнктуре рынка облигаций.

В чем еще проявляется преимущество макроэкономической политики, которое проводит казахстанское правительство?

— В силу похожести экономик двух стран в целом, структура производства в ВВП России и Казахстана выглядит почти одинаково. Единственное серьезное различие обусловлено тем, что добыча полезных ископаемых составляет более значительную часть экономики Казахстана, тогда как в России выше доля обрабатывающей промышленности. Структура ВВП по конечному использованию в двух странах различается в основном тем, что правительство Казахстана «потребляет» меньше, чем российское правительство.

Вследствие этого система налогообложения и перераспределения доходов в России действует менее эффективно — в целом налоговое бремя тяжелее, и большая часть финансовых ресурсов перераспределяется от более эффективных секторов экономики и компаний к менее эффективным, в результате темпы экономического роста в России ниже, а инфляция выше.

Неудивительно, что Казахстан инвестирует в основной капитал более существенную долю ВВП, чем Россия, несмотря на то, что российское правительство нарастило так называемые «расходы на национальную экономику» до 16% от совокупных расходов федерального бюджета.

Не является ли в сложившейся ситуации дефицит российского бюджета дополнительным фактором риска?

— Ранее мы писали о том, что у нас вызывает обеспокоенность среднесрочная бюджетная политика российского правительства, которая предполагает, что номинальные бюджетные расходы продолжат расти, и в ближайшие годы бюджет будет ежегодно сводиться с дефицитом около 3-4% ВВП. Хотя размер дефицита кажется относительно умеренным в сравнении с другими странами, и на деле он может оказаться несколько ниже, но чрезмерная зависимость российского бюджета от цен на нефть делает подобную стратегию слишком рискованной и неустойчивой.

Российское правительство планирует финансировать дефицит бюджета в основном за счет заимствований на внутреннем рынке. Государству необходимо привлечь до 1,4 трлн рублей, хотя, как сказано выше, доходы бюджета могут быть больше, чем ожидается, и в этом случае дефицит сократится, но не сильно.

В 2011 году покрыть дефицит бюджета будет несложно, поскольку банки накопили достаточно резервов в ЦБ (в том числе в виде облигаций и средств на корреспондентских счетах, в общей сложности на сумму около 2,2 трлн рублей). Можно допустить, что примерно половина этих денег (поскольку банкам необходимо иметь определенный резерв ликвидности) будет переведена в государственные облигации и таким образом вернется в систему. Это поддержит относительно высокий уровень инфляции и продолжит оказывать давление на рубль.

Но в 2012 и 2013 годах финансировать дефицит бюджета будет гораздо сложнее, и это означает, что политика должна измениться тем или иным образом. Пока неясно, какой будет новая политика, поскольку в 2012 году предстоят президентские выборы. Не вызывает удивления высокая волатильность валютного рынка, наблюдавшаяся в последнее время, когда рубль снижался против евро и доллара, несмотря на ослабление последнего на мировых рынках и повысившиеся цены на нефть. В будущем году колебания валютных курсов и спредов будут еще сильнее, чем в последнее время.

Получается, что перспективы экономики Казахстана лучше?

— Да, в Казахстане, напротив, складывается более обнадеживающая ситуация. Помимо таких факторов, как более быстрый рост ВВП и меньший дефицит бюджета в том случае, если цены на нефть действительно будут близки к 75 долларам за баррель (как ожидает российское правительство), следует отметить и то, что правительство Казахстана продолжит накапливать резервы в Национальном фонде (счета которого не включены в бюджет). По состоянию на 1 сентября в фонде было накоплено 30 млрд долларов, и его объем продолжает увеличиваться, в то время как Резервный фонд РФ, теоретически, может быть исчерпан в будущем году.

Хотя российское правительство хочет оставить неприкосновенным другой фонд — Фонд национального благосостояния — тенденции в двух странах совершенно различные. В Казахстане ожидается более быстрый рост экономики и более низкая инфляция, чем в России, что позволит правительству страны продолжать накапливать резервы, ослабит долгосрочные макроэкономические риски и, соответственно, положительно скажется на рынке облигаций. Внешние условия для России и Казахстана примерно одинаковы, а значит, решающее значение имеет политика, проводимая правительствами двух стран.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию