Финнам больше не нужен русский лес
Лента новостей
Российский леспром из-за предстоящего повышения пошлин на вывоз леса может потерять второго по объему экспортера древесины — Финляндию. Для России это будет означать потерю экспортной выручки и 40 тысяч рабочих мест
Российский леспром из-за предстоящего повышения пошлин на вывоз леса может потерять второго по объему экспортера древесины — Финляндию. Для России это будет означать потерю экспортной выручки и 40 тысяч рабочих мест.
Сегодня вопрос о предстоящем повышении пошлин на импорт российского леса — едва ли не один из самых обсуждаемых среди лесопромышленников Финляндии. Отметим, правительство РФ планировало повысить пошлины на вывоз круглого леса с 15 до 50 евро за кубометр с 1 января 2009 года, тем самым стимулировав внутреннее производство на отечественных предприятиях. Затем введение заградительных пошлин было отложено на 9-12 месяцев. Однако финские лесопромышленники считают, что покупать лес у России в ближайшее время станет экономически нецелесообразно. Уже в августе 2008 года цена за кубометр березового круглого леса превысила 90 евро. Уже сейчас финские компании ищут новые рынки импорта.
Лесопромышленная отрасль в Финляндии составляет 20% в общем объеме экспорта. До начала кризиса Финляндия ежегодно потребляла 75 млн кубометров леса. 19% этого объема — 10,5 млн кубометров — поставлялось из России. Половина российского экспорта в Финляндии приходилось на березовый баланс для производства целлюлозы. И если Россия обеспечена березовой древесиной в полном объеме для экспорта и внутреннего потребления, то в Финляндии береза сейчас — на вес золота. В послевоенное время березовые леса в стране вырубались, поскольку считались неликвидными для переработки.
Как отметил в интервью BFM.ru старший вице-президент Ассоциации лесной промышленности Финляндии Андерс Портин (Anders Portin) сейчас в связи с кризисом потребление древесины в стране снизилось на 10%. По прогнозу Ассоциации, в 2009 году потребности в древесине снизятся на 7-8 млн кубометров.
Для обеспечения загруженности крупнейшие лесопромышленные корпорации Финляндии идут на закрытие заводов и уменьшение затрат. Уже во второй половине 2008 года закрылось около 10% предприятий. Компания Stora Enso закрыла ряд промышленных площадок и объявила о предстоящем сокращении рабочих мест. В конце 2008 года UPM закрыла два завода — в Каяни и Тервасаари, сократив примерно 700 человек. При этом компания продлила свои обязательства по поддержке уволенных сотрудников с 9 месяцев, установленных законом, до 15 месяцев, и запустила программу «С работы на работу». Уволенные сотрудники получили от компании до 5 тысяч евро на переобучение, на что корпорация выделила 1,5 млн евро. Кроме того, уволенные работники получили возможность получить беспроцентный кредит в размере до 20 тысяч евро на открытие собственного бизнеса. Для сотрудников, переехавших в другие города для работы в UPM, компания обязалась оплатить расходы по переезду и выплатить дополнительно один оклад на обустройство на новом месте. В настоящее время на территории завода в Каяни создан бизнес-парк, новую работу получили около 400 человек. В интервью BFM.ru президент компании UPM Юсси Песонен (Jussi Pesonen) отметил, что дальнейшие планы по работе компании в условиях финансового кризиса прорабатываются. «Все будет зависеть от экономической ситуации. У нас есть опыт безболезненного для сотрудников сокращения производства, в том числе на заводе в городе Каяни», — отметил он.
Сейчас собственные запасы Финляндии позволят компаниям частично восполнить запасы древесины. «В настоящее время более 60% всех лесных угодий страны принадлежит частным лесовладельцам, и только 25% владеет государство, 9% принадлежит компаниям, остальные — церковным приходам, спортивным обществам и другим», — отметил в интервью BFM.ru Калеви Кююренен (Kalevi Kyyroenen), старший советник по лесным вопросам Министерства иностранных дел Финляндии. Всего в стране, по словам Кююренена, проживает 440 тысяч лесовладельцев. Средняя площадь участков, находящихся в частном владении, составляет 25 гектаров. По информации Ассоциации лесной промышленности Финляндии, в частной собственности находится 48 млн кубометров леса. В расчете на каждого члена семьи, они принадлежат около 1 млн финнов (при численности населения страны в 5 млн человек).
«На открытом рынке этот лес купить сложно, поскольку участки продаются внутри семей», — отмечает Кююренен. — Особую проблему представляют так называемые пассивные лесовладельцы, которые живут в городах, их участки не используются».
При этом, как отмечает эксперт, лесовладельцы могут продать либо сдать в аренду участки леса компаниям, либо экологическим и другим организациям не для промышленного использования. Но с экономической точки зрения финнам нет особой разницы, кому продавать свои участки. По цене оба варианта примерно равны. По информации финского портала YLE News, сейчас в стране усилилась конкуренция за финскую древесину даже несмотря на то, что лесопромышленные компании снижают ее потребление. Ужесточение конкуренции на внутреннем рынке укрепляет позиции владельцев лесных угодий в торговле древесиной. За гектар земли лесовладелец может получить примерно 2,5-3 тысячи евро. И сейчас в небольших городах представители муниципалитетов пытаются лично убеждать владельцев лнсов отдать в пользование свои участки, все крупные корпорации развернули рекламные кампании через финские СМИ с призывом продать лесные участки либо сдать их в долгосрочную аренду.
Поэтому сейчас финские компании пытаются переориентировать импорт леса на страны Прибалтики, Швеции и Латинской Америки. Как отметил BFM.ru представитель завода Каукас (UPM) Эро Сеппала (Eero Seppala), корпорация уже начала поставлять целлюлозу с завода Botnia в Уругвае для производства на промышленных площадках компании в Германии и Китае.
Между тем, если финны уйдут с российского рынка, Россия может лишиться дополнительных доходов в бюджет и инвестиций финских компаний. Только в 2007 году экспорт древесины в Финляндию принес России 618 млн евро. В 2008 году финские лесопромышленные корпорации инвестировали в свои промплощадки в России около 1 млрд евро. При этом экспорт древесины в приграничных городах в северо-западном регионе России обеспечивает работой 40 тысяч человек. На предприятиях финских компаний в России занято 7 тысяч человек.
При этом, как отмечают участники рынка, в России развивать производство пока не представляется возможным. В частности, требуется развитие сети лесных дорог для обеспечения доступа к лесным ресурсам и перевозки древесины, а также государственные гарантии потенциальным инвесторам.