16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8043
  • RTS1136.91
27 января 2011, 13:46 РынкиПраво

Российские инсайдеры начали жить по закону

Лента новостей

Вступил в силу закон, работа над которым продолжалась более 10 лет. Принятие его в России стало выполнением одного из условий для признания международными организациями российского рынка регулируемым

Федеральная служба по финансовым рынкам еще до вступления закона в силу приступила к мониторингу сделок на фондовом рынке с помощью специально разработанной системы. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru
Федеральная служба по финансовым рынкам еще до вступления закона в силу приступила к мониторингу сделок на фондовом рынке с помощью специально разработанной системы. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

В России вступил в силу закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменения в отдельные законодательные акты РФ». Работа над ним продолжалась более 10 лет. Принятие его в России стало выполнением одного из условий для признания международными организациями российского рынка регулируемым. Кроме того, закон позволит создать комфортные условия для инвесторов, предполагали законодатели.

В законе прописаны сведения, относящиеся к инсайдерской информации, установлены требования по ведению и передаче списка инсайдеров, а также контролю за операциями с финансовыми инструментами, иностранной валютой и товарами, осуществляемыми на организованных торгах. В законе также определен перечень инсайдеров, разъяснено, что считается манипулирование рынком и что ждет нарушивших закон.

К инсайдерам относятся эмитенты и управляющие компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, владельцы не менее 25% голосов в компаниях, члены совета директоров или наблюдательного совета, федеральные исполнительные органы власти, информагентства, рейтинговые агентства и ряд других категорий (всего 13 пунктов). В список инсайдеров включен Банк России, хотя представители ЦБ настаивали на необходимости исключить его из списка. Генпрокуратура же этого, напротив, добилась, хотя она и является «потенциальным инсайдером», что признавали депутаты, работавшие над законопроектом. То есть теперь Генеральная прокуратура, в частности, не обязана отчитываться перед ФСФР по итогам своих проверок. В отличие от тех, кто в список включен.

«Генпрокуратура по Конституции является независимым ведомством, а потому не может отчитываться перед ФСФР, — объяснял ранее в интервью BFM.ru член комитета Госдумы по финансовым рынкам Павел Медведев. — Думаю, что против такого аргумента сложно возразить».

Разработка законопроекта началась в 2000 году. В Госдуму РФ документ был внесен Правительством в декабре 2008 года. Принят в третьем чтении 2 июля. Совет Федерации одобрил законопроект 14 июля. Нормы об административной ответственности, прописанные в законе, вступают в силу через год после официального опубликования, об уголовной — через три года. Закон был опубликован в «Российской газете» 30 июля 2010 года.

Федеральная служба по финансовым рынкам еще до вступления закона в силу приступила к мониторингу сделок на фондовом рынке с помощью специально разработанной системы. Она была официально запущена 26 октября 2010 года. Система способна обрабатывать до 10 млн сделок в день. В России при работе в тестовом режиме максимальное число сделок составляло 1,2 млн в день. С помощью системы ФСФР получила возможность в режиме реального времени идентифицировать сделки на фондовом рынке, которые представляют собой манипулирование ценами, удерживание цен, сделки, не имеющие экономического смысла, торговлю в опережение рыночных событий и выставление фиктивных заявок.

За четыре месяца работы выявлено несколько тысяч сигналов о подозрительных сделках, сообщил глава ФСФР Владимир Миловидов в интервью биржевому обозревателю Business FM Владимиру Левченко. «Количество сигналов относительно классического инсайда, когда сделка совершается до появления информации о том или ином событии, которое ведет к изменению цен, составляет около 730», — рассказал он.

Однако с выводами о том, что сделки основаны на инсайде, торопиться не надо, уточнил глава ФСФР. «Я бы не был столь безапелляционным в том, что многие сделки подпадают под закон, имеют признаки инсайдерских, — говорит он Business FM. — К каждой ситуации надо относиться внимательно и не спешить с выводом о том, что это нарушение законодательства».

За последние полгода случаев, когда котировки акций компаний значительно отклонялись от средних величин, было несколько. 23 сентября 2010 года, к примеру, на ММВБ стоимость привилегированных акций «АвтоВАЗа» подскочила более чем на 30% по сравнению с 22 сентября. Российские компании также отметились за рубежом. Последний случай связанной с Россией «подозрительной сделки», которая привлекла внимание Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), был связан с покупкой компанией PepsiCo российской «Вимм-Билль-Данн». О сделке было официально объявлено 2 декабря. А накануне было подписано соглашение о покупке 66,3% акций российской компании у менеджеров-основателей и в виде казначейских бумаг, находящихся на балансе одной из «дочек» ВБД. Общая стоимость приобретаемого пакета составила 3,8 млрд долларов. Исходя из предложенной американской компанией оценки, стоимость «Вимм-Билль-Данна» составляет 5,8 млрд долларов, что подразумевало 30-процентную премию к рыночным котировкам компании на момент объявления сделки. После объявления о сделке котировки ADR ВБД на Нью-йоркской бирже выросли на 28%, что могло привести к обогащению инсайдеров на 2,7 млн долларов. SEC в декабре подала в суд Южного округа Нью-Йорка иск к неназванным лицам, которые обвиняются в инсайдерских сделках с ADR «Вимм-Билль-Данн». По информации регулятора, с 29 ноября по 1 декабря эти участники рынка купили 400 тысяч депозитарных расписок, располагая инсайдерской информацией о сделке

В России наказание за инсайдерские сделки пока что применить нельзя. Введение санкций к нарушителям отложено. Поправки в КоАП, прописанные в законе, устанавливают наказание за неправомерное использование инсайда или манипулирование рынком, если они не содержат уголовно наказуемого деяния. Минимальный штраф за неправомерное использование инсайдерской информации и манипулирование рынков с оговоркой «если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния» установлен в размере 3 тысяч рублей. Максимальный — 700 тысяч рублей (для юридических лиц). Уголовное наказание за использование инсайда — от двух до семи лет, в зависимости от вида нарушения и размера причиненного ущерба.

Впрочем, эксперты скептически относятся к возможностям применения закона в российских условиях. Российский рынок является инсайдерским и прозрачности ему закон не добавит, говорил ранее BFM.ru директор «БКС-форекс» Павел Андреев. В законе попытались скопировать западные модели и привнести что-то свое, в соответствии с российскими реалиями. «Этот закон теперь смогут использовать сами инсайдеры для того, чтобы свести счеты с конкурентами», — предполагал он.

Вероятность обвинения в инсайде в нынешних условиях в России крайне мала, заявлял ранее BFM.ru трейдер «Велес-Капитала» Дмитрий Перегудов. «В России я не припомню ни одного случая, чтобы кого-то обвинили в инсайде. И в будущем эта возможность крайне маловероятна. Кроме самого закона, нужна соответствующая практика его применения».

Ранее Владимир Миловидов заявлял, что на выяснение обстоятельств подозрительных сделок на рынке и запросы документов могут потребоваться месяцы.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию