16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.74 / ₽ 8198
  • RTS1173.68
9 февраля 2011, 14:21 Право

Присяжного спасло отсутствие должностного положения

Лента новостей

Прекращено уголовное дело в отношении бывшего присяжного Сергея Левина, участвовавшего в процессе над бывшим главой ВИП-банка Алексеем Френкелем. По версии следствия, он пытался подкупить других заседателей с целью роспуска всей коллегии

Бывший присяжный Сергей Левин неоднократно менял свое отношение к содеянному — он то признавал, то отрицал свою вину.  Фото: ИТАР-ТАСС
Бывший присяжный Сергей Левин неоднократно менял свое отношение к содеянному — он то признавал, то отрицал свою вину. Фото: ИТАР-ТАСС

Следственный отдел по Восточному округу Москвы Следственного комитета РФ прекратил уголовное дело в отношении бывшего присяжного Сергея Левина, участвовавшего в процессе над бывшим главой ВИП-банка Алексеем Френкелем. По версии следствия, Левин пытался подкупить других заседателей с целью роспуска всей коллегии. На протяжении следствия, которое заняло два года, бывший заседатель то признавал, то отрицал свою вину. В итоге, его защите удалось добиться переквалификации действий обвиняемого и прекращения дела за истечением сроков давности.

Напомним, скандальное уголовное дело Алексея Френкеля, которого судили за организацию убийства первого зампреда Центробанка Андрея Козлова, слушалось в 2008 году и завершилось для банкира 19-летним сроком. Его шестеро подельников получили от 6 лет колонии до пожизненного лишения свободы.

55-летний Сергей Левин был выведен из состава коллегии 10 июля 2008 года после заявления старшины присяжных о том, что тот якобы предлагал трем женщинам-заседателям по 25 тысяч рублей за то, чтобы выйти из дела.

Срок для присяжного

Хотя Левин и отрицал это, против присяжного № 12 завели дело по части 3-й статьи 294 УК РФ («Воспрепятствование осуществлению правосудия с использованием своего служебного положения»). Она предусматривает штраф в размере до 300 тысяч рублей и даже лишение свободы на срок до четырех лет.

Позже, поддавшись на уговоры предоставленного следствием защитника, Левин признал вину, и объяснил, что им двигала неприязнь к председательствовавшей на процессе судье Наталье Олихвер. По версии обвиняемого, он был недоволен тем, как она вела процесс, и хотел, чтобы после распада коллегии дело передали другому судье. При этом Левин действовал из внутреннего убеждения, которое у него возникло без какого-либо влияния извне. Левин, работавший простым электриком, уверял, что адвокаты подсудимых к нему не обращались, — они просто побоялись бы это сделать, решив, что имеет место провокация.

Перед направлением дела в суд у Левина появились собственные защитники, которые убедили его, что доказательств вины недостаточно и есть шансы быть оправданным судом присяжных.

Однако в апреле 2000 года в ходе предварительного слушания по делу Мосгорсуд вернул дело экс-присяжного в Генпрокуратуру на доработку. Суд пришел к выводу, что обвинительное заключение по делу было составлено с нарушением закона. В частности, следователи не конкретизировали мотив, который толкнул присяжного на совершение преступления. Кроме того, в обвинительном заключении не было указано, какие конкретные действия Натальи Олихвер вызвали неприязнь присяжного. Суд также не согласился с формулировкой предъявленной Левину статьи УК, а именно с тем, что тот совершил воспрепятствование правосудию с использованием должностного положения. «Левин не является должностным лицом», — были солидарны адвокаты.

Непостоянный обвиняемый

В ходе доследования Левин в очередной раз поменял показания. В этом его убедила адвокат Светлана Добровольская, не поставив в известность основного защитника обвиняемого Виктора Паршуткина. Левин признал вину и пояснил, что подбивал присяжных на роспуск жюри, поскольку понял, что в целом коллегия состоит из малограмотных «людей с улицы», которые неспособны вынести объективный вердикт.

В итоге, следователи исправили в обвинительном заключении формулировку «из личного несогласия с судьей» на другую — «из-за сложившегося по делу ложного убеждения, что данная коллегия (ввиду личных качеств присяжных заседателей) не сможет вынести объективный вердикт».

Когда о действиях Светланы Добровольской узнал Виктор Паршуткин, разразился скандал. «Мотив поведения моей коллеги мне был неизвестен. Но ее действия противоречили адвокатской этике», — сказал BFM.ru защитник.

Адвокат рассказал, что в беседах с ним экс-присяжный никогда не признавал своей вины. «Левин говорил, что сказал о роспуске коллегии в шутку, — изложил версию своего клиента Паршуткин. — Поскольку судили банкира, присяжные много шутили на тему, сколько бы им заплатили адвокаты за тот или иной вердикт». По словам Паршуткина, его подзащитный даже не помнит, какую назвал сумму, когда высказался: «Пора разъезжаться на дачи». Тогда же он и поинтересовался, кто из присяжных согласился бы сделать это за деньги. «Он даже не помнит какую цифру называл. Свидетели потом путались в показаниях — кто-то говорил о рублях, кто-то о долларах. Денег-то у Левина все равно не было — он же простой электрик», — заверил защитник.

Он сообщил, что когда из дела вышла Светлана Добровольская, Сергей Левин вновь был передопрошен. Он снова отказался признать себя виновным.

Тем временем адвокат подал ходатайство о переквалификации действий обвиняемого с части 3-й статьи 294 УК на часть 1-ю статьи 294 УК («Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования правосудию»). Паршуткин по-прежнему утверждал, что Левин не являлся должностным лицом и никакими должностными полномочиями не обладал.

Следствие удовлетворило просьбу защитника. А поскольку к тому времени истек двухгодичный срок давности привлечения Левина к уголовной ответственности, его дело прекратили.

Защитник считает принятое решение победой. Он отметил, что следствию не удалось создать прецедент и сделать показательный процесс над присяжным, продемонстрировав остальным, что у прокуратуры есть способы ими управлять.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию