Оставить с носом плагиаторов
Лента новостей
В Германии, где пиратская продукция ежегодно наносит экономике ущерб в размере 50 млрд. евро, с плагиаторами борются комической антипремией. Оказывается, стыд может быть мощным рыночным фактором
![Фото: [martin]/flickr.com](https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2011/02/14/fl1.jpg)
Во Франкфурте-на-Майне, где сейчас проходит крупнейшая в мире выставка товаров для дома, в очередной раз наградили самых отъявленных воров. На Ambiente объявили очередных лауреатов «Плагиариуса» — антипремии, которыми одаривают изготовителей фальшивок. Список «победителей» напоминает, что украсть идею, в общем-то, может кто угодно и где угодно. Китайцы воруют у немцев, а те — у самих себя.
Истории о задержании крупных партий контрафактных товаров — это едва ли не обязательная часть европейских новостных лент. На днях в Марселе таможенники обнаружили на грузовом корабле 36 тысяч флаконов поддельных духов с логотипом Hugo Boss. А концерн BMW недавно судился с автостроителями из Shuanghuan Motors. Китайцы выпустили модель Ceo, внешне сильно напоминающую немецкую X5; суд в Мюнхене признал правоту баварского гиганта. Ранее германские авторы грузовозов MAN через суд добились в Китае запрета на выпуск пассажирских автобусов Zhonwei. Это лишь некоторые случаи из многих. Дотошные немцы подсчитали, что пиратская продукция ежегодно наносит экономике ФРГ ущерб в размере 50 млрд. евро, лишая работы 70 тысяч человек.
Самый своеобразный способ борьбы с пиратством избрали устроители международной ярмарки Ambiente во Франкфурте-на-Майне. Вот уже 35 лет подряд там раздают антипремии «Плагиариус». Идея вручения плагиаторам черного гнома с позолоченным носом принадлежит немецкому дизайнеру Ридо Буссе, еще в 1977 году на Ambiente обнаружившему сделанную в Гонконге копию своих напольных весов. Из частной инициативы народилось целое общественное движение: возник фонд «Plagiarius», в немецком городке Золинген открыт музей плагиата. Эти полукомические-полусерьезные награждения, на которые лауреаты никогда не приходят, довольно быстро стали одним из наиболее примечательных событий франкфуртской ярмарки.
Сейчас 75-летний дизайнер с гордостью говорит, что большинство лауреатов антипремии изымают свои изделия из продажи еще до официального вручения. «Это именуется эффективной чисткой рынка — черный гном воздействует иногда лучше, чем свод законов», — комментирует Süddeutsche Zeitung. Самой наглой кражей Ридо Буссе считает поступок соотечественников. В свое время один германский производитель мебели не только украл идею стула, но и подал заявку на конкурс дизайнеров. Премии, правда, не получил, а, оскандалившись с «Плагиариусом», обанкротился.
В этом году, как, впрочем, и во все предыдущие годы, в списке «победителей» не обошлось без китайцев. Вторую премию получил комбайн NingHai, сильно напоминающий изделие швейцарской swizzzProzzz. Особого упоминания также удостоился красный собачий поводок, изготовленный в Китае по немецким лекалам, а также вибратор «made in China», незначительно отличающийся от изделия бременских мастеров («Вибратор — всегда дешевая подделка», — заметил на это один немецкий блогер). А первую премию получило немецкое изделие: столярный станок Famos, скопированный у другой немецкой фирмы WPO. Примечательно, что обе компании находятся в нескольких километрах друг от друга. Лауреатом третьего по значению «Плагиариуса» также стали немцы; умельцы из WILL Langenberg позаимствовали идею сумки у Halfar System из немецкого Билефельда. Список «победителей» напоминает, что плагиат носит тотальный характер: украсть идею способен кто угодно и где угодно. В непочетном воровском кругу в этом году оказалась и датская фирма Abson, выпустившая точную копию немецкого дверного замка.
Главным поставщиком подделок остается Азия — там изготовлены четыре из пяти фальшивок, которыми торгуют в Европе. Изделий из Таиланда среди лауреатов «Плагиариуса» нет, но это, скорей всего, дело времени: в прошлом году 56% товаров, конфискованных европейскими таможенниками, были изготовлены именно в этой стране. Азиатам несколько уступают жители Латинской Америки, Восточной Европы и Турции.
Обязательной частью работы Ambiente стали и специальные рейды таможенников вместе с представителями крупных германских фирм. Во время раздачи «Плагиаруса» говорилось и о том, что подделываются 78% немецких товаров. «Экономическое пиратство означает для нас многомиллионные убытки», — заявила Эльке Хофман из Villeroy & Boch, которая в этом году вместе с таможенниками, юристами и переводчиками прочесывает павильоны в поисках знакомых предметов. Контролеры рассчитывают на результаты, близкие к прошлогодним: во время Ambiente 2010 года было обнаружено 236 подделок, которые изготовили 38 фирм. Нарушителям грозит четырехзначный штраф. «Мелочь, по сравнению с прибылями», — замечает Frankfurter Rundschau, утверждая, что контрафкт по прибыльности вполне может соперничать с наркоторговлей.
В числе курьезных новинок Ambiente, которые появятся в продаже в ближайшие месяцы, – и мерная рулетка в виде лягушки; и металлический графин, напоминающий бумажный сверток, но названный «Pinguin»; и лиловые цветочки на чайном фарфоре от Донателлы Версаче, и чайная кружка со специальным кармашком для чайного пакетика; и дамская сумочка «Bra-bag», явно сшитая из бюстгалтера; и усыпанная стразами свинья-копилка…. В принципе, франкфуртская ярмарка — идеальное место для плагиаторов. Фотографировать на территории выставочного комплекса можно только по специальному разрешению, но это правило дружно не соблюдается. В этом году новинки 4400 фирм из 86 стран посмотрят более 133 тысяч человек.
Буйное цветение плагиата показывает, что в нем заинтересованы и сами европейцы. Без спроса не было бы и предложения; между тем, онлайн-магазинов, предлагающих якобы фирменные вещи по бросовым ценам, год от года становится все больше. Не говоря уже о буме индивидуальной торговли на электронных аукционах. «Покупая оригиналы, люди не согласны с использованием детского труда и плохими условия труда рабочих, — говорит Ридо Буссе. — Но затем они приобретают фальшивки за бесценок, признавая отсутствие контроля качества и социальных стандартов при их производстве».
По мнению руководителя Ambiente Детлефа Брауна, время «двойной морали» уже позади. Последние опросы, представленные во Франкфурте, показывают, что большинство европейцев (во всяком случае, немцев) отдают предпочтение легально произведенным товарам. 88% жителей Германии готовы заплатить больше за лучшее качество; 70% при покупке обращают внимание на экологичность продукта. Детлеф Браун заверяет, что «эра жадности», царившая в «нулевые», осталась в прошлом.

















