16+
Четверг, 28 января 2021
  • BRENT $ 55.48 / ₽ 4221
  • RTS1390.28
16 февраля 2011, 15:49 ОбществоФинансыАвтоПравоПолитика
Актуальная тема: Теракт в Домодедово

Медведев ввел РЖД в рамки

Лента новостей

РЖД начали в экстренном порядке оборудовать вокзалы металлодетекторами. Мера носит выборочный характер — все станции и полустанки взять под контроль невозможно, как невозможно и защитить пассажиров от терактов

РЖД спешно оборудует вокзалы металлодетекторами. Фото: РИА Новости
РЖД спешно оборудует вокзалы металлодетекторами. Фото: РИА Новости

После внезапного визита Дмитрия Медведева на Киевский вокзал и разноса за отсутствие милиционеров Российские железные дороги начали в экстренном порядке оборудовать центральные вокзалы рамками металлоискателей. Почему у усталых пассажиров ищут только металлические предметы, пока неясно. Корреспондент BFM.ru отправился с инспекцией на Белорусский вокзал, где рамки начали устанавливать в пятницу, 11 февраля. Выяснилось, что подобная мера похожа на перенос воды в решете.

Итак, Белорусский вокзал, вторник, 15 февраля, около 18:00, начало часа пик на пригородном направлении. Подъезд №4 (ближний к станции метро «Белорусская-радиальная»), через который можно выйти на платформу №6, рамками не оборудован. Подъезд №3, ведущий к платформе аэроэкспресса и кассовый зал пригородных поездов, перегорожен. На входе в зал аэроэкспресса с улицы установлена одна рамка, на входе из подъезда №4 — еще одна. Самая напряженная ситуация в подъезде №2, где расположен кассовый зал пригородных поездов, — там весь поток торопящихся на электрички людей тормозит у двух рамок. Все металлические предметы и сумки необходимо складывать на небольшой столик, в результате там образуются завалы из сумок. Их, кстати, не досматривают. К чести дежурящих милиционеров нужно отметить, что вся процедура не занимает много времени.

Если в понедельник вечером, когда большинство пассажиров в первый раз столкнулись с нововведением, у рамок в подъезде №2 была толпа, то к вечеру вторника она заметно поредела — в следующем подъезде №1 и через арку в торце здания проход свободный. Изнутри навигация также претерпела изменения. Если раньше можно было выйти с площади через подъезд №2, то теперь вход туда закрыт. Поскольку на втором этаже в этой части здания находятся туалет и кафе, то желающим справить нужду придется потерпеть, обежать здание, пройти через рамки в подъезде №2 и только потом испытать облегчение. Кстати, при входе в другой туалет со стороны площади самого вокзала рамок нет. Впрочем, если террорист прижимист, то без 25 рублей он в это стратегически важное помещение все равно не войдет.

В кассовый зал поездов дальнего следования пройти теперь можно только с внешней стороны вокзала через две рамки, изнутри вход закрыт. В этот вечерний час на самой вокзальной площади был замечен один милиционер, шедший на платформу, с которой отправлялся поезд в Калининград. Кроме того, у закрытого изнутри входа в подъезд №2 дежурил сотрудник охраны РЖД. Он выполняет важную миссию — перенаправляет потоки пассажиров, которые за многие годы научились автоматически идти по одному маршруту. Впрочем, не исключено, что ненаметанный глаз корреспондента BFM.ru не заметил других представителей правоохранительных органов.

Таким образом, пройти на Белорусский вокзал можно вполне свободно, нужно только знать пути. Причем, на других станциях Белорусского направления, находящихся в черте города и за его пределами, никаких рамок нет.

Выборочная защита

Зампред комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков не видит смысла в таком подходе к установке рамок металлоискателей и к их установке вообще. «Я считаю, что это тупиковый путь. Если мы защищаемся от террористов таким образом, то будут взрывать не здания аэропортов, а очередь на подходе к аэропорту, будут взрывать не центральные вокзалы, а какую-нибудь платформу в Москве», — сказал депутат в интервью BFM.ru. По его словам, подобные барьеры имеют больше психологическое, нежели предметное воздействие, и делать из них культа не надо. «Надо четко понимать, что не от хорошей жизни создаются эти механизмы. Это означает, что террористы могут в любой момент находиться в толпе, в городе, в любой момент могут произвести теракт», — говорит Геннадий Гудков.

Президент компании по производству антитеррористического оборудования «Арли Спецтехника» Аркадий Лившиц также считает выборочную установку металлоискателей малоэффективной мерой. «Бомба, она не металлическая. Она состоит из взрывчатки. А на взрывчатку металлодетектор, судя по всему, не реагирует. Что касается мелких деталей, например, детонатора, это практически не обнаружится», — говорит эксперт.

А тотальный контроль, по мнению Лившица, — это и есть цель террористов. «У современных террористов понятие «виновен — невиновен» — нет. Они взрывают толпы людей, абсолютно непричастных к никакому процессу. Когда вы вводите тотальный контроль в государстве, то вы вводите механизм, которого террористы и добивались. Они желают запугать общество и сделать жизнь на конкретной территории нестерпимой для граждан», — полагает эксперт. «Главное — недопущение терроризма как явления. Здесь уже рамками не поможешь», — считает Лившиц.

По мнению депутата Гудкова, выход из сложившейся ситуации существует — нужно создать масштабную систему видеонаблюдения. «Надо развивать охранное телевидение везде, и на вокзалах, и в метро, на платформах, на улицах, площадях. Там, где люди постоянно передвигаются. Телевизионные системы очень сильно помогают в раскрытии преступлений. Но они не предотвращают их, к сожалению», — полагает парламентарий.

По словам Аркадия Лившица, сейчас много и других технических средств для борьбы с терроризмом, и российская милиция и аэропорты ими неплохо оснащены. Это детекторы взрывных веществ, переносные и стационарные рентгеновские аппараты, контейнеры для ликвидации взрывных устройств. «Если радиуправляемое взрывное устройство, то можно применять специальные генераторы помех для того, чтобы приемник радиовзрывателя не сработал, команда не прошла… Если команда по сотовому телефону, через СМС, как сейчас это делается, можно в некотором радиусе заглушить сотовую связь», — говорит эксперт. Впрочем, эти меры действительны только в случае наличия профессиональной правоохранительной машины, умеющей получать информацию заранее.

Начальства много

Проблема эффективной работы милиции поднималась, в частности, накануне на совещании у президента. В результате договорились увеличить штат транспортной милиции (Дмитрий Медведев, кстати, на этом совещании называл ее то милицией, то полицией), ликвидировать «перепихивание ответственности» между транспортной и муниципальной милицией и изменение регламента взаимодействия правоохранительных органов с частными охранными предприятиями. Так, в 2011 году 149 железнодорожных вокзалов, в том числе семь в Москве, передано под охрану частным охранным организациям. Кроме того, глава РЖД Владимир Якунин доложил, что железнодорожный ЧОП пока не зарегистрирован. Президент же поручил мобилизовать всех сотрудников транспортной монополии, а это 1,1 миллиона человек.

По мнению депутата Гудкова, увеличение штата транспортной милиции с сокращениями в МВД не согласуется, но, даже с учетом грядущих сокращений, милиционеров более чем достаточно, «потому что у нас сейчас миллион сто тысяч человек служит в МВД». Силы МВД нужно перераспределить, полагает Геннадий Гудков. «Я бы перераспределил, вывел бы кабинетных работников в поле. Их там немереное количество. Поэтому у нас людей не хватает. Как только бороться с преступностью, так некому. Как занимать начальственные кресла, так желающих хоть отбавляй», — говорит парламентарий. По его словам, в реформе МВД перераспределение штата не предусмотрено.

С необходимостью повышения эффективности милиции согласен и Аркадий Лившиц. «Если специалист обучен, если хорошо оснащен, хорошо мотивирован, он ответственный работник своего ведомства, то естественно, он десятерых нынешних товарищей потянет», — считает эксперт. «Надо сначала просто завести в стране государство, завести правоохранительные органы», — говорит Аркадий Лившиц.

Цены ползут вверх

Пока РЖД на вокзалах Москвы, Санкт-Петербурга, Твери и Выборга установило 106 рамок металлоискателя. Поле для дальнейшей деятельности огромное. По словам Владимира Якунина, системой видеонаблюдения оборудованы вокзальные комплексы и вокзалы первого класса (это 41 вокзал), а также 88,5% вокзалов второго класса. «Если идти дальше, то предстоит работа еще по вокзалам третьего класса. Это еще 1251 вокзал. Мы пока не говорим о платформах и пока не говорим о платформах пригородных пассажирских перевозок», — доложил глава монополии президенту. Тот в свою очередь призвал проверить стоимость установки оборудования, так как цены на неожиданно ставшие востребованными рамки завышены. Сколько денег на них уходит, пока неясно.

Стоят эти приборы не очень дорого. «Металлодетектор — это самый простейший прибор и красная цена ему простому полторы тысячи долларов. Если сложный — 10 тысяч долларов. Их вполне возможно устанавливать на любых станциях, хоть на полустанках», — уточняет Аркадий Лившиц. «Естественно, дешевые вещи они [чиновники] устанавливать не хотят. А на дороги в бюджете просто денег нет», — полагает эксперт.

Всего же, по словам главы Минтранса Игоря Левитина, программа транспортной безопасности до 2014 года (разработана после терактов в московском метро) обойдется в 46,7 млрд рублей.

Комплексная программа безопасности РЖД была принята в июле 2010 года, но деньги на нее были перечислены из федерального бюджета лишь 30 декабря, рассказал BFM.ru начальник службы корпоративных коммуникаций МЖД Владимир Мягков. Она включает в себя оснащение 34 вокзальных комплексов техническими средствами, системами досмотра и контроля пассажиров, ручной клади и багажа, системами подавления радиолиний и взрывозащитными контейнерами. Арочные металлодетекторы нужны для «противодействия применению минно-взрывных устройств». Для ускорения установки металлоискателей РЖД пришлось выделить собственные деньги. «Для справки: для обеспечения охраны пассажиров и наиболее важных объектов транспортной инфраструктуры компанией ежегодно из собственных ресурсов выделяется свыше 12 млрд рублей», — подчеркнул Владимир Мягков.

Как у них

Опыт крупнейшего теракта на железнодорожном транспорте в Европе (Мадрид, 11 марта 2004 года) свидетельствует, что принимаемые российскими властями меры совершенно бессмысленны. Тогда на подъезде в мадридскому вокзалу «Аточа» практически одновременно произошли четыре взрыва. Бомбы были заложены в рюкзаки, которые террористы оставили в четырех пригородных электричках в утренний час пик. Взрывные устройства были приведены в действие с помощью звонков на мобильные телефоны в рюкзаках.

Таким образом, если бы 11 марта на вокзале «Аточа» были установлены рамки металлодетекторов, они не смогли бы предотвратить трагедии, стоившей жизни 192 пассажирам.

Испанские власти сделали серьезные выводы из этого происшествия. Сейчас на всех железнодорожных вокзалах страны (а не только в столице или крупных городах) установлены сканеры багажа, не пройдя через которые, нельзя пройти на перрон. «Рамок» нет: испанцы считают, что главную опасность представляет именно багаж. Следует отметить, что в Испании, помимо весьма активных ячеек «Аль-Каиды» (одна из которых устроила теракт на вокзале «Аточа») действуют также баскские сепаратисты из организации ЭТА, которые неоднократно устраивали взрывы на объектах транспортной инфраструктуры, в том числе в мадридском аэропорту «Барахас».

В свою очередь генеральный директор Офиса Парижа по туризму и конгрессам Поль Ролль рассказал BFM.ru, что в столице Франции, как, собственно, и по всей стране, на железнодорожных вокзалах никаких рамок металлоискателей не установлено, и, насколько ему известно, не планируется устанавливать. Безопасность 28 миллионов иностранных туристов, ежегодно посещающих Париж, и самих парижан на транспорте обеспечивает хорошо подготовленный штат полицейских, которые патрулируют (в том числе, в штатском) вокзалы и аэропорты. Кстати, в аэропортах «рамки» установлены только в зоне безопасности, но не в зоне прилета или вылета.

Три месяца назад мэрия Парижа распорядилась значительно увеличить число видеокамер слежения в местах массового скопления людей. Но главный упор по-прежнему делается на способность сотрудников спецслужб визуально определить потенциального террориста, говорит Поль Ролль. Несколько лет назад, когда экстремисты из Северной Африки устроили серию взрывов в парижском метро, власти пошли на изобретательную меру: заменили все металлические и каменные урны в метро и на вокзалах на прозрачные пластиковые. С тех пор взрывчатку в урны в Париже никто не пытался закладывать.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию