16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.46 / ₽ 8252
  • RTS1163.50
28 февраля 2011, 23:42 Технологии

Российские пользователи не доверяют SaaS в полной мере

Лента новостей

Российский рынок SaaS недавно пополнился новым игроком — им стала компания Terrasoft, которая занимается разработкой программных продуктов корпоративного класса

Фото: PhotoXpress
Фото: PhotoXpress

Российский рынок SaaS недавно пополнился новым игроком — им стала компания Terrasoft, которая занимается разработкой программных продуктов корпоративного класса. Причем компания за год добавила в свой портфель решений три новые отраслевые системы.

Впрочем, Terrasoft отмечает, что для успешной работы на рынке ей пришлось заняться поиском новых возможностей. Одна из них заключалась в использовании модели SaaS, а другая — концепции BPM (Business Process Management) и стандарта описания бизнес-процессов BPMN (Business Process Modeling Notation) для разработки новых продуктов. По сообщению компании, названный проект был запущен три года назад. Над его реализацией, которая обошлась компании в 3 млн долларов, все это время работало 35 программистов.

Результатом данного проекта стала платформа BPMonline, на которую разработчик планирует перевести все свои программные продукты. К ее главным отличиям компания относит возможность моделировать бизнес-процессы в графическом виде для последующей их автоматизации и контроля выполнения в системе. А первым решением, реализованным на основе BPMonline, стала CRM-система Terrasoft.

Компания намерена распространять эту версию системы по двум моделям — On-Site и On-Demand. В первом случае речь идет фактически об обыкновенном внедрении CRM на мощностях заказчика. Второй предусматривает создание разработчиком «облака», в котором пользователь сможет арендовать новую программу Terrasoft. Причем, компания уже нашла партнера для развертывания «облака» — им стала германская фирма IPTP Networks, владеющая собственным центром обработки данных (ЦОД). Кроме того, этот оператор присутствует в России, где рассчитывает создать вторую технологическую площадку, с которой планируется организовать предоставление SaaS-услуг российским пользователям. Кстати, пользователям «облачной» версии BPMonline CRM аренда приложения обойдется в 250 евро в год за одно автоматизированное рабочее место.

По мнению управляющего партнера группы компаний Terrasoft Катерины Костеревой, возможности BPMonline CRM будут востребованы малыми и средними предприятиями. Причем предполагается, что первых больше заинтересует вариант с моделью SaaS, а вторых — установка системы на собственных мощностях. Стоит отметить, что выпуск облачной CRM-системы в варианте on-site намечен на май текущего года. Ориентировочно цена на это ПО будет составлять все те же 250 евро за АРМ или меньше. Также в мае–июле Terrasoft намерена выпустить «облачные» варианты некоторых других своих продуктов. Например, BPMonline Call Centr, BPMonline XRM Bank и BPMonline Studio.

Стоит отметить, что реализованная Terrasoft «облачная» платформа — один из немногих в Рунете успешных SaaS-проектов. Такой вывод можно сделать со слов экспертов, которые считают, что российский рынок SaaS только начинает расти. Так, по мнению руководителя Softline Cloud Services Сергея Боровикова, на сегодняшний день в России спрос на SaaS-решения все еще значительно ниже, чем на Западе. Впрочем, он отмечает, что количество игроков данного сектора растет и потенциал у него большой.

Эксперты считают также, что российские и западные «облака» различаются не только количеством. По оценке руководителя проекта «Университетский кластер» компании «АйТи» Сергея Колобова, на российском рынке провайдеры предлагают в основном в аренду системы управления проектами, системы управления взаимоотношениями с заказчиками и т.п. И это, по его мнению, сильно отличает российский рынок от западного, где больше предлагаются услуги аренды почтовых приложений, решений по безопасности. Впрочем, по словам Сергея Боровикова, такие сервисы востребованы и у российских пользователей. «По крайней мере, у Softline пользователи в основном приобретают сервисы электронной почты, безопасности из «облака», а также услугу для совместной работы сотрудников, — рассказал Боровиков. — В последнее время также возрос интерес к бизнес-приложениям, таким как CRM. Больше всего доверия клиенты оказывают «знакомым» сервисам, тем продуктам, которые они уже использовали в виде on-premise-приложений».

Стоит отметить, что у Softline и «АйТи» различаются и клиенты. Так, в последней считают, что основным потребителем услуг SaaS в России сегодня является малый бизнес. «Есть интересные предложения для госсектора и образования. Средний и крупный бизнес также присматривается к услугам SaaS, но относится насторожено, — говорит Сергей Колобов. — Тем более, зачастую для крупного бизнеса выгоднее на тех же технологиях развернуть свое частное «облако».

«Типичный пользователь наших решений — это средняя или крупная компания (более 500 человек), в основном, финансового сектора или сегментов Retail и FMCG, — рассказал BFM.ru Сергей Боровиков. — Однако в последнее время нашими сервисами стали интересоваться и небольшие компании, главным образом имеющие распределенную структуру». Представитель Softline упомянул в качестве пользователей собственного «облака» и фирмы-стартапы, не готовые вкладывать большие средства в организацию IT-инфраструктуры.

Также различаются у компаний и взгляды на проблемы российского рынка SaaS. В Softline главным «тормозом» «облаков» считают недоверие бизнеса к компаниям-поставщикам сервисов. «Распространено мнение, что в России низкое качество оказания услуг, не всегда корректное отношение к чужой коммерческой тайне, — говорит Боровиков. — Поэтому многие компании опасаются работать с поставщиками, передавать им свои данные. Отмечу, что сфера SaaS здесь стоит особняком, поскольку сама модель бизнеса подразумевает предоставление только качественных услуг: недоверие к SaaS-сервисам еще настолько велико, что компании-поставщики SaaS-решений априори должны быть сверхответственными, обеспечивая клиента максимально безопасными и качественными услугами».

Сергей Колобов, со своей стороны, в своей практике чаще сталкивался с вопросом: «Что будет если у меня пропадет Интернет». То есть, по его мнению, сдерживающее влияние на российский рынок SaaS оказывает слабая инфраструктура доступа в Интернет — отсутствие повсеместного широкополосного доступа, ненадежность каналов передачи данных. «Также немаловажное значение имеет малое число именно российских приложений, приспособленных для SaaS, — считает Колобов. — Наши разработчики только начинают создавать необходимые продукты».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию