16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.84 / ₽ 8012
  • RTS1128.26
19 февраля 2009, 18:26 ВалютаМакроэкономикаФинансыПраво

Глава СФ предложил «валютный» налог

Лента новостей

Тема валютных ограничений, стартовавшая вчера с подачи главы РЖД Владимира Якунина, выступившего за их немедленное введение российскими властями, сегодня получила дальнейшее развитие. Знамя подхватил спикер Совета федерации Сергей Миронов

Съедобные деньги. Фото: Александр Беленький/BFM.ru
Съедобные деньги. Фото: Александр Беленький/BFM.ru

Вчера глава РЖД Владимир Якунин выступил за немедленное введение валютного контроля российскими властями. Сегодня высокопоставленный представитель законодательной власти призвал к введению нового валютного налога.

Находясь в Санкт-Петербурге, глава верхней палаты Федерального собрания Сергей Миронов заявил, что юридические лица должны платить налога на вывоз валюты за рубеж в размере 20%. «Любое юридическое лицо, в том числе и банки, вывозящее валюту за рубеж, должно платить налог. Нужно ввести 20-процентный налог на вывоз валюты за рубеж. Это станет планкой, блоком для вывоза валюты», — сказал Сергей Миронов в четверг на встрече с представителями профсоюзных организаций в Петербурге.

Спикер СФ сделал также ряд других интересных заявлений — о необходимости снижения налога на добавочную стоимость до 10%, господдержки для среднего и малого бизнеса в условиях кризиса и социальной защите граждан, а именно об освобождении от земельного налога владельцев участков до восьми соток и введении льготного проезда для пенсионеров в городском транспорте, — однако наибольший интерес для делового сообщества представляет, безусловно, тема нового «валютного» налога.

Отношение к этой идее экспертов, опрошенных радиостанцией Business FM, колебалось от нейтрального до крайне негативного. Так, ведущий эксперт Счетной палаты РФ Владимир Семаго осторожно высказался «за», хотя и с оговорками: «В чистом виде, если речь идет о том, что кто-то деньги переводит из России в другую страну, наверное, эта мера будет оправдана. Но если говорить о переводе денег в исполнение контрактов, то как это можно проконтролировать? Если мой контрагент на другой стороне оказался не в состоянии исполнить контракт, а я деньги уже перевел? Здесь вы 20% не отнимете никаким образом».

Евгений Егоров, заместитель председателя правления ОТП-банка настроен категорически против: «Это одна из худших мер, которую можно было придумать. Если начать контролировать движение капитала, то это в итоге приведет к отсутствию этого движения. И, прежде всего, отсутствию иностранных инвестиций в РФ. И все равно любыми способами инвесторы будут пытаться вывезти капитал из России». По мнению эксперта, если этот налог будет введен, то максимум через полгода появятся финансовые схемы, позволяющие уходить от его уплаты.

По мнению Павла Неумывакина, председателя правления Юниаструм-банка, предложение о введение нового налога выглядит как минимум спорно. «Так и хочется сказать, что, во-первых, то, что хотели вывезти, вывезли. Во-вторых, возникает масса вопросов. На какие виды операций предлагается ввести налог, на какие объемы? Есть ведь операции, связанные со стандартной деятельностью предприятий, есть, опять-таки, остатки, которые поддерживаются на счетах в западных банках. То есть возникает вопрос: 20% платить с чего? Поэтому предложение, на мой взгляд, сформулировано достаточно эффектно, но неконкретно».

«Кроме того, очень много российских компаний, в том числе входящих в первые две сотни, принадлежит юридически западным оффшорам, — говорит Павел Неумывакин. — Поэтому логичнее было бы говорить, возможно, о том, чтобы предложить тем компаниям, которые, например, рассчитывают на государственную поддержку, перерегистрировать права собственников на российскую юрисдикцию. Естественно, с тем, чтобы они платили налоги по Российской Федерации, а не на Кипре или в других оффшорах. В общем, пути повышения привлекательности вложения денег в российскую экономику могут быть разные, и гораздо более эффективные, чем введение нового налога, на мой взгляд».

Независимый финансовый эксперт Евгений Коган подчеркнул минусы нового налога для рядового российского потребителя: «Мы должны понимать, что даст нам этот налог, к чему он приведет. А приведет он к следующему. Вот, допустим, я импортер, привожу из-за границы трусы, продаю их в России за рубли. Продал очередную партию, мне надо снова купить валюту, и, соответственно, ее послать на приобретение новой партии трусов. И заплатить новый налог. Значит, чтобы иметь прежнюю прибыль, в следующий раз буду продавать трусы на 20% дороже. Происходит удорожание импорта. Хорошо это или плохо? С одной стороны, наверное, хорошо — поможем местным производителям трусов; с другой стороны — у нас подорожают многие вещи».

Кроме того, Евгений Коган предсказывает различные спорные ситуации, которые в результате будут даны на откуп чиновникам и должностным лицам: «Допустим, выезжает за границу бизнесмен или представитель предприятия, и у него кредитные корпоративные карточки, но на его имя. Это как — вывоз валюты или нет? И если у него пять кредитных карточек есть, значит, в уплату 20-процентного налога одну из них надо конфисковывать?».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию