16+
Воскресенье, 8 декабря 2024
  • BRENT $ 71.05 / ₽ 7064
  • RTS803.62
22 марта 2011, 09:14 Рынки

Google нашел себе первое место в рейтинге самых дорогих брендов

Лента новостей

Coca-Cola впервые выбыла из первой десятки 500 самых дорогих мировых брендов. В лидеры по стоимости вышел Google — 44,3 млрд долларов. Российская часть рейтинга подешевела, но осталась почти неизменной: самые дорогие бренды в РФ у Сбербанка, «Газпрома» и «Билайна»

Фото: Alain Bachellier/flickr.com
Фото: Alain Bachellier/flickr.com

Компания Coca-Cola впервые выбыла из первой десятки 500 ведущих мировых брендов по версии компании Brand Finance. Бренд потерял в стоимости 9 млрд долларов и спустился с третьей строчки на 16-ую на фоне изменений модели потребительского поведения в западных странах, где предпочтения отдаются более здоровым негазированным напиткам.

Самым дорогим брендом в рейтинге 2011 года признан Google. Крупнейший интернет-поисковик занял первое место в списке с показателем стоимости 44,3 млрд долларов, опередив Microsoft (42,8 млрд долларов), который поднялся с прошлогодней пятой строки на вторую.

В первой десятке представлены в основном американские компании, единственным исключением является расположившийся на пятой строке британский Vodafone — самый дорогой телекоммуникационный бренд в мире, оцениваемый в 30,67 млрд долларов. В прошлом году, помимо Vodafone, американское доминирование в первой десятке разбавляли также британский банк HSBC, который в этом году съехал с 8 на 11 строчку, и японская автокорпорация Toyota (переместилась с 10 на 14 позицию), в течение 2010 года неоднократно вынужденная проводить кампании по отзыву своей продукции по всему миру. Всего американские компании занимают 13 мест в первой двадцатке и 26 — в целом по рейтингу, отмечает Brand Finance.

Британская нефтяная компания BP после аварии на платформе в Мексиканском заливе потеряла примерно 3,4 млрд долларов от стоимости бренда и сместилась с 52-ой строки на 104-ую.

Компания Apple поднялась с 19-ого на восьмое место с результатом 29,5 млрд долларов. Успеху производителя планшетников iPad способствовал эффективный дизайн, наличие лояльной клиентской базы и грамотно выстроенный маркетинг.

Прежний лидер рейтинга, сеть супермаркетов Wal-Mart, отступила на третью строчку, стоимость бренда сократилась до 36,22 млрд долларов против 41,37 млрд долларов годом ранее.

Самое большое снижение по стоимости бренда — минус 9,9 млрд долларов — продемонстрировала компания Nokia, один из ведущих производителей мобильных телефонов и телекоммуникационного оборудования. Компания сталкивается с трудностями на рынке смартфонов на фоне успеха Apple, однако сотрудничество с Microsoft может упрочить ее позиции, комментирует Brand Finance.

Исполнительный директор Brand Finance Дэвид Хэй (David Haigh) говорит, что в глобальном рейтинге пять из десяти лидеров роста — технологичные компании, что подтверждает важность внедрения технологических инноваций для непрерывного повышательного развития бренда.

Новичком рейтинга 2011 года, в частности, стала социальная сеть Facebook, обосновавшись на 285-й строке с показателем стоимости бренда 3,7 млрд долларов. Несмотря на спорные вопросы монетизации крупнейшей в мире соцсети и не вполне ясную стратегию диверсификации продукта, огромная популярность бренда не вызывает сомнений, равно как и эффективность в освоении новых рынков и заоблачные показатели количества пользователей, считают в Brand Finance.

«Рост технологичных брендов является вполне ожидаемым, однако снижение Nokia демонстрирует, что очень трудно оставаться в авангарде в такой динамично развивающейся отрасли», — комментирует Дэвид Хэй.

Суммарная стоимость семи самых дорогих брендов России — 33 млрд долларов

Российская часть рейтинга осталась в почти неизменном составе, однако большая часть российских компаний опустилась по стоимости своих брендов. Интересно, что по суммарной стоимости семерка самых дорогих российских брендов (почти 33 млрд долларов) примерно сопоставимы со стоимостью торгового знака британского телеком-гиганта Vodafone.

Несмотря на относительное отраслевое разнообразие российских компаний, попавших в рейтинг 500 ведущих мировых брендов, в стоимостном выражении две трети приходится на сырьевые и государственные компании.

Так, самый дорогой российский бренд, Сбербанк, после внушительного взлета в прошлом году (с 149-ого на 57-ое место) потерял восемь позиций и опустился до 65 места. Стоимость бренда крупнейшего российского госбанка аналитики оценили в 12,012 млрд долларов против 11,729 млрд долларов в 2010 году. При этом рыночная капитализация госбанка за год выросла с 51,107 млрд до 64,329 млрд долларов.

Еще больше подешевел бренд «Газпром», опустившийся с 145-ого места на 208-е. Бренд российской газовой монополии снизился в цене почти на 1,3 млрд доллара.

Оценивать в одном рейтинге потребительские и корпоративные бренды нецелесообразно, считает Виктор Тамберг, управляющий партнер консалтингового бюро «Тамберг & Бадьин». «Газпром» — это не потребительский бренд. Он имеет очень большую мощность на рынке инвестиций, деловых взаимодействий. Так — это имя, а на рынке потребительском это не значит ничего. В то же время бренд уровня Ferrari может ни в какой рейтинг не войти, но для потребителя — это икона, это то, за что частные потребители платят сумасшедшие деньги. И как все это ставить на две чаши весов, большая загадка», — недоумевает Тамберг.

Потерял позиции и «Билайн» (компания «ВымпелКом»). Он опустился в рейтинге с 205 места на 243, а стоимость бренда снизилась с 4,189 млрд долларов до 4,116 млрд долларов. Ближайший конкурент «Билайна», МТС, напротив, улучшил свои позиции. Бренд МТС оценили в 3,458 млрд долларов (304 место, +24 позиции за год и +0,6 млрд стоимости бренда).

ЛУКОЙЛ, пятый по стоимости российский бренд, опустился с 287 до 348 места (3,089 млрд долларов). К его позициям вплотную подошла «Роснефть», поднявшаяся за год в списке самых дорогих товарных знаков мира с 404 на 370 место со стоимостью бренда в 2,943 млрд долларов.

Ценность товарного знака компании, корпоративного или потребительского, сказывается на положении компании на рынке труда. «Бренд работодателя является, с одной стороны, составляющей торгового бренда, а с другой стороны формируется благодаря его силе или слабости. Эта взаимосвязь достаточно сильна, и многие компании могли бы повысить стоимость своего торгового бренда, работая над созданием сильного образа работодателя на рынке труда. Обращает на себя внимание тот факт, что по нашей экспертной оценке лидерами рейтинга бренда работодателей традиционно являются в основном иностранные компании. Они же обгоняют российские компании и в рейтинге торговых брендов, — говорит BFM.ru Алена Занегина, директор по развитию «Агентства Контакт». — Сбербанк, занимающий в рейтинге торговых брендов высокую позицию, по данным недавно проведенного на сайте HR brand опроса, был поставлен соискателями на 21 место. Это можно объяснить отношением к HR-бренду этой компании, как к «архаичной» структуре, перенявшей советские традиции управления. Соискатели высоко оценивают российские компании нового поколения, например телекоммуникационные компании МТС и «Билайн», а также «монстров» российского рынка энергетические компании «Газпрома», ЛУКОЙЛа и «Роснефти» .

Замыкает российскую часть рейтинга ритейлер «Магнит», чей бренд оценили в 2,606 млрд долларов (422 место, 2,606 млрд долларов против 462 места год назад и 2, 032 млрд долларов).

В этом году рейтинг покинула компания «Северсталь», которая в 2010 году занимала 469 место из 500 со стоимостью бренда в 2,032 млрд долларов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию