16+
Суббота, 18 января 2025
  • BRENT $ 80.73 / ₽ 8268
  • RTS906.03
26 марта 2011, 18:39

Спотыкающаяся экономика Италии надеется на Маркионне

Лента новостей

Серджио Маркионне совершил чудо, восстановив рентабельность компании Fiat. Теперь руководители бизнеса и экономисты надеются, что он сможет сделать то же для спотыкающейся национальной экономики

Серджио Маркионне может помочь экономике Италии. Фото: AP
Серджио Маркионне может помочь экономике Италии. Фото: AP

Серджио Маркионне (Sergio Marchionne) практически сотворил чудо, восстановив рентабельность флагмана итальянской промышленности — компании Fiat. Теперь все надеются, что он сможет сделать то же для спотыкающейся национальной экономики, полагает агентство Reuters.

В то время как премьер-министр Сильвио Берлускони погряз в очередном скандале и думает больше о спасении своей политической карьеры, чем о каких-то необходимых стране инициативах, экономическую реформу, по-видимому, берет в свои руки харизматичный «итальянско-канадский» бизнесмен.

Почти год Маркионне ведет борьбу с крупнейшим инженерным профсоюзом в Италии и в результате может добиться значительно больших изменений в системе трудовых отношений в стране, чем любой из кабинетов за многие десятилетия.

Пытаясь повысить производительность группы Fiat, Маркионне предпринял ряд непопулярных шагов. Так, он объявил о закрытии неэффективного автозавода на Сицилии. Он угрожал, что сократит инвестиции и перенесет производство за рубеж, если предприятия не согласятся на ужесточение рабочего графика, нормативов по больничным и забастовкам. Он сформировал на заводах новые компании на местном уровне, которые не входят в объединение промпредприятий Confindustria и не обязаны соблюдать коллективные правила, регулирующие трудовые отношения между конфедерацией и профсоюзами.

«То, что происходит на Fiat, знаменует собой поворотный момент в системе производственных отношений в Италии, — комментирует в интервью Reuters юрист по трудовым вопросам Пьетро Икино. — Появляется значительно больше возможностей для заключения договоров на уровне предприятия вместо общих трудовых контрактов».

Нынешняя система, опирающаяся на всеобщие, действующие в масштабах всей отрасли трудовые договоренности, не отражает в полной мере различие условий бизнеса в разных компаниях. Это одна из причин резкого снижения конкурентоспособности итальянской промышленности.

В частности, Маркионне заявлял, что если бы не итальянские предприятия, результаты группы Fiat были бы лучше. Пять автомобильных заводов в Италии не могут сравниться по уровню производительности с одним польским заводом, говорил глава предприятия. Эти комментарии спровоцировали волну критики в адрес Маркионне, его обвиняли в антиитальянских настроениях.

Политики негодовали, что он рассуждает о национальном достоянии с позиции иностранного менеджера (семья Маркионне эмигрировала в Канаду, когда ему было 14 лет). В то же время спикер итальянской палаты депутатов Джанфранко Фини подчеркнул, что Fiat является крупнейшей компанией только потому, что в течение долгого времени его спасали от краха итальянские налогоплательщики. Лидер оппозиционной партии Italia dei Valori Антонио ди Пьетро (Antonio di Pietro) называл комментарии Маркионне недостойными и оскорбительными, напоминая, что Fiat всегда был получателем государственных средств.

Как бы то ни было, нет никаких сомнений, что Италии необходимы реформы

Согласно данным МВФ, Италия отстает от других стран Еврозоны по темпам экономического роста: в период с 2000 по 2010 год она занимала четвертое место среди стран с самым вялым экономическим подъемом после Зимбабве, Эритреи и Гаити. Реальные располагаемые доходы не растут с 1990 года, среднечасовой уровень оплаты труда, с учетом стоимости жизни, на 30-40% ниже, чем в Германии, Франции и Великобритании. Италия — единственная страна в Еврозоне, где объем выпуска на душу населения сегодня ниже, чем в 2000 году.

Разумеется, причин тому много, но аналитики едины во мнении, что одним из факторов является жесткая централизованная система производственных отношений и неспособность к повышению конкурентоспособности.

При оптимистическом сценарии (но он не гарантирован) шоковая терапия Маркионне в компании Fiat, доминирующей в автосекторе Италии (на нее приходится 11% ВВП), может подготовить почву для аналогичных изменений в производственной системе по экономике в целом.

Преподаватель экономики Университета Боккони в Милане говорит, что Маркионне устроил полезную встряску в системе трудовых отношений между работниками и компаниями, и многие руководители крупных итальянских компаний его поддерживают.

«Мы должны реформировать коллективную договорную систему, и пример Fiat очень удачный», — говорит президент Confindustria Эмма Марчегалья (Emma Marcegaglia).

В июне прошлого года Маркионне со своими предложениями получил поддержку на первом референдуме трудового коллектива на заводе Fiat под Неаполем, в декабре была одержана вторая победа на важнейшем заводе концерна в Мирафьори (Mirafiori) под Турином.

В обоих случаях ему пришлось преодолевать сопротивление профсоюза работников металлургической отрасли FIOM, зато его поддержали более умеренные объединения. Теперь голосование должно состояться на заводах в Кассино и Мельфи, сообщает Reuters.

Глава Fiat Серджио Маркионне заявил, что в случае победы на референдуме позиции FIOM, производство будет перенесено в Канаду. «Потому что там есть люди, которые хотят работать», — приводит слова главы Fiat итальянская пресса.

Со своей стороны премьер-министр Италии Сильвио Берлускони заявил, что правительство поддерживает Маркионне и подписавшие соглашение профсоюзы, поскольку они демонстрируют «чувство национальной ответственности», передает РИА «Новости».

При этом он выразил уверенность в том, что рабочие Fiat проголосуют за введение новых правил труда. «Победит здравый смысл», — считает Берлускони.

Профсоюзы традиционно занимали в Италии доминирующую позицию в регулировании трудовых отношений, «на их совести» жесткие правила, чрезмерно защищающие постоянные рабочие места в традиционных секторах и не распространяющиеся на другие категории трудящихся — женщин, молодежь и растущее число работников, привлекаемых на условиях временных контрактов.

Занятость в Италии составляет всего 57%, что на семь процентных пунктов ниже средней по еврозоне, причем по аналогичному показателю среди женщин отставание Италии увеличивается до 12 процентных пунктов. За десять лет по 2009 год производительность на час рабочего времени выросла всего на 3% против 14% в среднем по еврозоне.

«Что будет дальше, зависит от многих разных факторов, — комментирует в интервью Reuters Боери. — но я думаю, неизбежно Италии придется делать больший акцент на индивидуальных контрактах на уровне предприятий».

Между тем, многие экономисты говорят, что жесткий курс Маркионне — не панацея от всех бед итальянской экономики, и выражают сомнение, что его примеру последуют и другие руководители. Пьетро Икино полагает, что модель Маркионне, скорее, воспримут работающие в Италии крупные транснациональные компании, чем итальянский бизнес. Правда, и те, согласно исследованиям, скорее, предпочитают открывать офисы во Франции, Испании и Португалии.

«Проблема с производительностью труда мало связана с кофебрейками и больничными, — комментирует один из чиновников Банка Италии. — Скорее, дело в нехватке инвестиций в исследования, инфраструктуру и образование».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию