16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.13 / ₽ 8153
  • RTS1172.72
26 марта 2011, 21:55 Технологии

Российские разработчики экспортного ПО лучше жить не стали

Лента новостей

Российским разработчикам экспортного программного обеспечения становится жить все труднее. Они уже не рассчитывают на поддержку государства, жалуются на административные барьеры и другие общие проблемы

Фото: PhotoXPress
Фото: PhotoXPress

Российским разработчикам экспортного программного обеспечения становится жить все труднее и труднее. Это становится ясно из предварительных результатов исследования НП «Руссофт», посвященного обзору рынка ПО.

По данным партнерства, в настоящее время в России действует около полутора тысяч экспортно ориентированных компаний-разработчиков ПО. Из них только около 15 обладают штатом более тысячи человек. По оценке «Руссофта», в прошлом году эти разработчики ПО заработали около 3 млрд 100 млн долларов. Это на 13% больше показателя 2009 года. Здесь можно говорить о том, что рынок заказного ПО постепенно восстанавливается. В прошлом году «Руссофт» отметил рост объема «своего» сегмента рынка только на 5%. А вместе с тем, в предыдущие 6–7 лет ежегодный рост общего объема этого рынка достигал 21–55%.

В ходе исследования «Руссофт» постарался опросить экспортно ориентированных разработчиков ПО. И хотя к настоящему времени обработаны не все данные, партнерство все же решило обнародовать предварительные результаты, которые демонстрируют не самое хорошее состояние рынка.

Так, по данным «Руссофта», большую часть параметров оценки рынка участники исследования отметили как отрицательные. Например, влиянию налоговой системы на состояние рынка респонденты дали оценку «плохо». Причем если в прошлом году такую оценку дали 50%, то в текущем недовольных оказалось 66%. При этом число респондентов, давших оценки «удовлетворительно» и «хорошо» сократилось соответственно с 42% до 29% и с 8% до 4%.

Еще меньше энтузиазма у компаний-разработчиков вызывает борьба с административными барьерами. В прошлом году усилия по их устранению на «хорошо» оценили 6%, а в текущем — 5%, «удовлетворительно» — 29% и 22%, «плохо» — 65% и 70%.

Еще более негативную оценку получили усилия государства (господдержка), если их так можно назвать, по международной маркетинговой деятельности и сертификации QA (Quality Assurance) по международным стандартам. В этом году названные маркетинг и сертификацию «плохо» оценили 76% и 81% респондентов соответственно (62% и 56% в 2010), а «хорошо» только 2% и 1%.

Кстати, примером, плохой господдержки может служить деятельность компании Sitronics Telecom Solutions, которая является, в числе прочего, разработчиком и поставщиком биллинговых решений для операторов связи. Так считает директор этой компании Михаил Бондаренко, по словам которого, в последнее время на зарубежных рынках «Ситроникс» стал сталкиваться с давлением китайских компаний, предлагающих свои решения в области биллинга. Речь идет о компаниях Huawei и ZTE (производители оборудования), биллинговые продукты которых требуют значительной доработки при внедрении. По словам Бондаренко, несколько лет назад внедрение соответствующего ПО ZTE требовало 50 человеко-лет. Также Михаил Бондаренко отметил, что сегодня китайские фирмы стараются выйти на зарубежные рынки биллинговых систем за счет того, что операторы используют или будут использовать их телекоммуникационное оборудование, а также благодаря кредитам Народного банка Китая. Со стороны России подобной поддержки нет, и ожидать ее не приходится. Поэтому Sitronics Telecom Solutions, имеющей свои площадки в Чехии (в том числе центр разработок), приходится обращаться за поддержкой к чешским структурам.

Стоит также отметить, что о получении хоть какой-то помощи государства на международном уровне российские разработчики ПО говорят уже более 10 лет. Однако почти никаких шагов в данном направлении так и не было сделано. Даже запуск проекта «Сколково» вряд ли изменит ситуацию. С одной стороны, например, резидентом иннограда недавно стала компания Parallels Research — дочерняя структура формально американской фирмы Parallels (зарегистрирована в США, но большая часть разработок ведется в России). С другой стороны, «Сколково», «Роснано» и «Российская венчурная компания» (РВК), призванные развивать в России рынок инноваций, открыли совместный офис в США в Кремниевой долине. Причем не столько для какой-либо поддержки уже работающих российских компаний на международном уровне, в том числе разработчиков ПО, сколько для получения опыта того, как выращиваются высокотехнологичные компании, а также опыта в области менеджмента. Руководитель департамента международного развития фонда «Сколково» Алексей Ситников отметил по этому поводу: «Мы приносим в Россию ноу-хау и предпринимательский дух Кремниевой долины для создания основанных на передовых исследованиях продуктов и услуг, которые были бы конкурентоспособны на мировом уровне, и одновременно делимся нашим опытом и знаниями с компаниями, работающими здесь». И это при том, что, как отметил глава «Роснано» Анатолий Чубайс, в России, несмотря на множество препятствий, на рынок пробились сотни инновационных компаний, предлагающих конкурентоспособные решения на мировом рынке.

Кстати, коль уж речь зашла о стартапах и инвестициях, то положение в этой сфере экспортно ориентированные разработчики также оценивают не самым лучшим образом. «Плохую» оценку финансовой поддержке малому бизнесу и стартапам дали 55% респондентов (50% в 2010 году), а «удовлетворительную» — 38% (45%).

В целом, если не все, то многое, на российском рынке экспортного ПО находится в «плохом», в лучшем случае — в «удовлетворительном» состоянии. Тем не менее, разработчики ПО, похоже, руки не опускают. Так, около 16% респондентов отметили, что в 2011 году их компании все-таки планируют привлечь инвестиции.

Привлеченные средства пойдут, как предполагается, на приобретение других компаний-разработчиков (одна из основных тенденций прошлого года — консолидация) и на увеличение «мощностей» компаний. Дело в том, что почти все «экспортные» компании-разработчики намерены в текущем году добиться увеличения продаж своего ПО на внутреннем рынке, а только половина из них ставит перед собой аналогичную задачу по внешним рынкам.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию