«Букбери» запуталась в долговых сетях
Лента новостей
Для участников рынка книжного ритейла настали непростые времена: сеть «Букбери» подала ходатайство в суд о банкротстве. За ней могут последовать и другие сети, предупреждают эксперты
Для участников рынка книжного ритейла настали непростые времена: сеть «Букбери» подала ходатайство в суд о банкротстве. За ней могут последовать и другие сети, предупреждают эксперты, по мнению которых, в ближайшем будущем покупательский спрос на книжную продукцию должен сместиться в Интернет.
Сеть книжных магазинов «Букбери» (64% принадлежит компании «Раинко» Олега Дерипаски, 34% — структурам бизнесмена Александра Мамута) 2 марта подала заявление в Арбитражный суд города Москвы о банкротстве. Еще на прошлой неделе судебные приставы арестовали часть ее товара на 14 млн рублей по требованию книжного издательства АСТ, сообщал «КоммерсантЪ». Всего издатели, включая «Эксмо», «Росмэн» и «Азбука-Аттикус», в судебном порядке требуют с «Букбери» за поставленные книги более 150 млн рублей. В общей сложности с ноября в московском арбитраже зарегистрировано прядка 40 исков к сети на сумму порядка 180 млн рублей.
«Букбери» не сумела договориться с арендодателями: компания условилась о повышении ставок на 10–15%, поясняли ранее в «Раинко». Но поскольку платежи осуществлялись в валюте, их фактическое повышение составило порядка 40%. Напомним, еще осенью сеть была вынуждена закрыть 5 из 18 магазинов, в том числе один из своих крупнейших — в Москве на 1-ой Тверской-Ямской улице.
Участников рынка грядущее банкротство «Букбери» не удивило. «Основная причина, по моему мнению, кроется в недооценке происходящего на рынке, а также в слабом менеджменте», — считает доктор экономических наук, холдинг-директор торгового дома «Библио-Глобус» Борис Есенькин. Сейчас в непростой ситуации оказались многие участники рынка, — соглашается директор по развитию издательства «Гелеос» Анна Чистова. По различным оценкам, продажи книг в течение двух-трех последних месяцев сократились на 10–15%, напоминает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
По данным Института глобализации и социальных движений (ИГСО), за 2008 год объем книжного рынка вырос до 2,5–3 млрд долларов (2 млрд — в 2007 году). При этом за первое полугодие 2008 года, по данным Российской книжной палаты, было выпущено 58,7 тысяч книжных наименований тиражом 341,7 тысяч экземпляров.
«Букбери» — не первая розничная сеть книжных продаж, пострадавшая от кризиса. В декабре прошлого года лидер рынка — «Топ-Книга» объявила о том, что не сможет исполнить оферту по второму облигационному займу на сумму 1,5 млрд рублей. Однако топ-менеджмент и акционеры смогли найти компромисс с держателями облигаций и корпоративными кредиторами, провели реструктуризацию долга и прошли оферту по публичному долгу.
Тем не менее, в ситуации, подобной «Топ-Книге» или «Букбери», могут оказаться и другие участники рынка книжного ритейла, — говорит Максим Клягин: «Скорее, сложности будут испытывать относительно небольшие по масштабам бизнеса игроки рынка, которых сегодня большинство. Крупные сети, как правило, более стабильны». Впрочем, по оценкам участников рынка, закрытие грозит 30–45% магазинов страны.
Это неудивительно, ведь, по прогнозам экспертов, в 2009 году ассортимент книжных магазинов станет менее богатым. Издательский рынок на текущий момент обгоняет книготорговый рынок, и в условиях существенного снижения спроса на книжную продукцию и увеличения стоимости печатных процессов в типографиях (с 1 января — в полтора раза) издательства уже сейчас сокращают тиражи (по наименованиям). «Согласно общей статистике, примерно в 10 раз по сравнению с январем 2008 года», — отмечает Чистова.
В этой ситуации наметилась тенденция по смещению спроса на книжную продукцию в Интернет. Поток посетителей уменьшился в книжных сетях, — констатирует Борис Есенькин. С ним соглашается Анна Чистова: «В Интернете книги стоят дешевле, например, в онлайн-магазине knigi.ru — в три раза по сравнению с магазинами. Впрочем, в Ozon.ru стоимость книжной продукции выросла с конца декабря в среднем на 7–10%, достигнув уровня магазинных цен». По ее оценкам, в странах Европы сейчас средняя стоимость книги составляет порядка 20 евро, в США — порядка 22 долларов, в России (по данным на январь) — 250–300 рублей (около 9 долларов).
Более радужные перспективы рынка видит аналитик ФК «Урасиб» Наталья Смирнова: она уверена, что «в нынешних условиях многие, сокращая свои расходы, будут отказываться от развлечений вне дома. Их интересы сместятся в сторону покупки и чтения книг. Поэтому, несмотря на общее падение спроса, книжный рынок на фоне остальных может сократиться не так уж и сильно. Тем более, книги в России стоят дешевле, чем на зарубежных рынках».
Версию о том, что россияне в кризисный период начнут читать больше, поддерживают и в ИГСО. Как говорится в исследованиях, проведенных институтом в феврале, сейчас 44% дееспособного населения не читают книг вообще, однако под влиянием кризиса возрастет интерес к серьезной литературе, особенно касающейся социальных проблем. «Большим вниманием будут пользоваться радикальные философские и политические произведения», — говорится в отчете ИГСО.