16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
24 мая 2011, 22:19 Общество

Расшифровка ДСК: Стросс-Кан и «культ мачо» в МВФ

Лента новостей

На волне скандала, связанного с буйным женолюбием Стросс-Кана, стало известно о «поощрительном» визите сотрудников крупной немецкой страховой компании в баню с девушками. В Германии звучат призывы выработать свод этических правил для бизнеса

Многих удивляет, что Доминик Стросс-Кан, не раз уличенный в сексуальном буйстве, угодил под суд только сейчас. Фото: AP
Многих удивляет, что Доминик Стросс-Кан, не раз уличенный в сексуальном буйстве, угодил под суд только сейчас. Фото: AP

Последние недели в жизни бывшего главы Международного валютного фонда Доминика Стросс-Кана, которого многие коллеги и знакомые именуют по первым буквам имени и фамилии ДСК, напоминают телесериал, придуманный обезумевшими сценаристами. 62-летний миллионер, способный купить себе любые секс-услуги, зачем-то стал приставать к горничной, далее сбежал, был задержан прямо в самолете, не выпущен под залог, выпущен под залог. И все это на фоне сообщений о том, что предполагаемая жертва, 32-летняя афроамериканская мать-одиночка, горничная в респектабельной гостинице, прячется от прессы в своей квартире в доме, построенном для ВИЧ-инфицированных. Все это слишком похоже на вымысел, чтобы им быть — сценаристы обычно стремятся к большему правдоподобию.

Упреки в адрес горничной, которая, возможно, спровоцировала немолодого банкира на сексуальное буйство, звучали недолго: в Америке, стране адвокатов, сутяжничество хоть и превратилось в народный спорт, но слишком уж одиозной оказалась фигура «главного валютчика планеты», слишком уж громким и многочисленным стал хор женщин, оскорбленных Стросс-Каном. Во Франции судиться с ним намерена журналистка и писательница Тристан Банон, к которой в 2002 году ДСК стал приставать прямо во время интервью. Банон, родители которой близко знакомы со Стросс-Каном, вспоминала, что тот внезапно превратился в «озверевшего шимпанзе». В ноябре 2007 года сотрудница МВФ из Венгрии Пирошка Надь была вынуждена уступить домогательствам шефа, не оставлявшего ее в покое на протяжении нескольких недель. Позднее она уволилась, не поленившись объяснить и причины. «Стросс-Кан — человек с одной проблемой, которая делает его непригодным к руководству ведомством, где в подчинении могут оказаться женщины», — написала она в одном из писем. Доминик Стросс-Кан принес венгерке извинения, однако на его карьере этот случай никак не сказался.

Секс-скандал с участием Стросс-Кана выявил и другие поразительные вещи: сотрудницы МВФ на протяжении уже нескольких лет жалуются на сексуальные домогательства начальников. Слова одной из них приводит газета The New York Times, утверждая, что в организации со штатом около 2,5 тысячи человек царит атмосфера, которая «придает храбрости менеджерам в домогательствах к подчиненным». Моральный климат в стенах МВФ американское издание окрестило «системой ДСК». «Отсутствие других сексуальных скандалов до сей поры выглядит, скорее, счастливым случаем», — полагает газета. «Культ мачо» в МВФ якобы вынуждает сотрудниц фонда пересмотреть свой гардероб: некоторые предпочитают ходить на работу в брючных костюмах, чтобы лишний раз не провоцировать начальников-мужчин. Кармен Рейнхарт, ранее работавшая в МВФ, говорит о «пиратском менталитете», который, по ее словам, доминирует в этой солидной организации, ставшей «сценой для людей, ищущих риска». Пример для такого поведения подавал директор-распорядитель фонда. В стенах МВФ реформатора Стросс-Кана считали титаном и человеком, на которого не распространяются обычные правила игры.

Журнал Spiegel, анализируя скандал с бывшим главой МВФ, высказывает осторожное предположение, что сильные мира сего вынуждены тренировать свое эго на ближайших подчиненных. «Этот случай — прекрасный пример того, как легко заблудиться в коридорах власти, на этих игровых площадках богачей…. Это мир, где желания исполняются нажатием кнопки, где есть лакеи для всего, где деньги не играют роли. Это мир, полный женщин, падких на эротику власти, позволяющую забыть о морщинах, лысинах и животах… Путь туда тяжел и полон препятствий. Тот, кто желает добиться своего, должен не развивать в себе властолюбие, а иметь его с самого начала. В реальности крупные политические игроки сталкиваются с тем, что их власть имеет границы. Свое природное властолюбие без помех они могут реализовать только в ближайшем кругу: среди референтов, пресс-секретарей, секретарш, практиканток, которые обязаны всегда быть в их распоряжении, выказывать лояльность и внимание…».

«Систему ДСК» можно считать глобальным феноменом. В титульной публикации в последнем номере журнала Spiegel, посвященной взаимосвязи секса и власти, история французского финансиста вписана в один ряд с адюльтером «сперминатора» Арнольда Шварценеггера, прижившего ребенка с домоправительницей; бесконечными «бунга-бунга» итальянского премьера-любовника Сильвио Берлускони; секс-эскападами бывшего президента Израиля Моше Кацава, в марте этого года приговоренного к семи годам тюрьмы за изнасилования. Однако очевидны и национальные различия. Немецкие политологи уже который год не могут разгадать загадочную душу итальянцев: те хоть и потешаются над сексуальной одержимостью Берлускони, но от власти его отлучать не спешат.

С французами чуть проще. «Слухи о приставаниях, домогательствах, историях из кварталов «красных фонарей» возникают постоянно. Об этом не пишут, а шепчутся, как это было при королевском дворе», — пишет Spiegel, припоминая амурные похождения президентов Жискара Д’Эстена, Жака Ширака, Франсуа Миттерана. «Французы готовы понять политиков, которые ведут двойную жизнь, устраивают любовные аферы, имеют метресс. Любовные связи и супружеские измены считаются частью обычной жизни. Франция — либертарианское общество, в котором политики похожи на рядовых граждан», — убежден режиссер Ксавье Дюринже, снявший художественный фильм о президенте Саркози.

Немцы на этом фоне выглядят чуть ли не такими же пуританами, что и американцы, превратившие любовную интрижку президента США Билла Клинтона в громкий судебный процесс. Пока международная пресса пристально следит за делом Стросс-Кана, немецкие СМИ сообщают о репутационном уроне, понесенном страховщиками. На днях стало известно, что Hamburg-Mannheimer Versicherung, вторая по величине немецкая страховая компания, в 2007 году премировала сотню своих лучших менеджеров поездкой в Будапешт. В одной из бань их ждали два десятка на все готовых девушек. Газета Die Welt убеждена, что пострадал имидж всех немецких страховщиков: анахронизмы вроде «премиальных» визитов к проституткам, по мнению издания, принадлежат, скорее, к минувшему столетию, когда посещения массажных салонов и бань были рядовой частью командировок в Азию и Восточную Европу.

Дело страховщиков вряд ли будет иметь судебные последствия, однако, по мнению независимых немецких наблюдателей, оно еще раз подчеркнуло необходимость своеобразной предупредительной системы, которая помогала бы избежать рисков этического толка. «Мы не можем себе их позволить во времена, когда женщин на властных этажах становится больше», — говорит Кристоф Лютге, преподаватель бизнес-этики в мюнхенском университете. Он обращает внимание на то, что в США женщины запросто могут засудить работодателя за дискриминацию того или иного рода.

Чистоте нравов способствует и цифровая революция. По мнению Die Welt, этические нормы приобрели для немецких фирм заметно большее значение во времена, когда «хоум-видео» может легко стать всеобщим достоянием. «Менеджеры стали осторожнее», — убежден Уве Мунцингер, немецкий консультант по кадровым вопросам. «Менеджеры очень озабочены чистотой своего жилета», — добавляет его коллега Юрген Зиберт из Kienbaum Executive Consultants.

«Нельзя утверждать, что повсюду, где есть власть, присутствуют и злоупотребления ею, — пишет Spiegel. — Но власть коррумпирует, она меняет представления о себе, усиливает эгоизм, вынуждает людей верить, что они могут позволить себе все. Власть способствует рождению идей, в том числе и неверных».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию