16+
Пятница, 4 октября 2024
  • BRENT $ 77.47 / ₽ 7362
  • RTS922.39
2 июня 2011, 22:54 Технологии

ГЛОНАСС продвигают как панацею от всех дорожных бед

Лента новостей

Несмотря на амбиции причастных к ГЛОНАСС, назвать российскую спутниковую систему глобальной пока не получается. Ее продвижение на российский и мировой рынок стало главной темой пятого Международного форума по спутниковой навигации

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

В Москве закончил работу очередной, пятый по счету, Международный форум по спутниковой навигации, который стал традиционной площадкой для обсуждения вопросов, связанных с развитием спутниковой навигации и российского рынка навигационных систем. В заявленные цели форума вошло информирование широкой российской и зарубежной аудитории о состоянии и планах развития спутниковых навигационных систем. И прежде всего, конечно, российской системы ГЛОНАСС.

ГЛОНАСС, как и ожидалось, были посвящены сразу несколько разделов форума: пленарное заседание «ГЛОНАСС: от создания спутниковой группировки к созданию рынка навигационных услуг», секция «Система экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС». а также два круглых стола «Стандартизация и сертификация в сфере навигационной деятельности как действенные механизмы защиты рынка ГЛОНАСС-технологий от некачественной продукции и недобросовестной конкуренции» и «Проект «Социальный ГЛОНАСС».

В ходе форума выступили около 100 докладчиков из различных стран мира. Опытом использования спутниковых навигационных систем у себя на родине поделились представители США, Китая, Индии и ряда других стран.

В целом, настрой участников форума был очевиден — все они в той или иной степени заинтересованы в популяризации российской спутниковой системы.

Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) — советская и российская спутниковая система навигации, разработана по заказу Министерства обороны СССР. Основой системы должны являться 24 спутника, находящихся в трех орбитальных плоскостях. Необходимость в именно таком количестве спутников особо подчеркнул российский президент Дмитрий Медведев в своем послании к Федеральному собранию в прошлом году.
В марте 2010 года количество работающих спутников было доведено до 21 (плюс 2 резервных), а в сентябре — до 26. Однако в декабре прошлого года три спутника системы ГЛОНАСС рухнули в Тихий океан у берегов Гавайских островов.

Так, сетевой оператор НИС — исполнитель проекта по созданию системы экстренного реагированию при авариях ЭРА-ГЛОНАСС уверяет, что технология способна сократить смертность на дорогах почти на 20% — это 4 тысячи спасенных жизней в год. Система спасения предполагает участие диспетчерских служб, взаимодействующих со службами экстренного реагирования — МЧС, ГИБДД, «Скорой помощью». При тяжелой аварии, когда срабатывают подушки безопасности, должна обеспечиваться автоматическая передача информации об автомобиле, включая его точные координаты, на диспетчерский пульт системы 112.

В рамках проекта все новые автомобили в России начиная с 2013 года должны быть оборудованы спутниковыми ГЛОНАСС-терминалами. Как рассказал BFM.ru представитель одной из компаний-участников форума, в реальности проект ЭРА-ГЛОНАСС находится на начальной стадии — ни общего подхода, ни законодательной базы для регулирования внедрения системы еще нет. Говорить о том, что проект воплощается в жизнь — рано.

Как пояснил BFM.ru другой участник форума, исполнительный директор ГК «М2М телематика» Алексей Смятских, проект ЭРА-ГЛОНАСС послужит существенным толчком для развития российской навигационной отрасли. Год-полтора уйдет на проектирование системы и подготовку нормативной базы. «Прототипы оборудования есть, сейчас нужно отработать взаимодействие различных органов исполнительной власти между собой, провести тесты в пяти зонах». По его мнению, в ближайшие пару лет рынок навигационных устройств будет переживать бурный рост.

Несмотря на огромные амбиции сторонников ГЛОНАСС, назвать российскую спутниковую систему глобальной пока не получается. Согласно данным, озвученным на форуме, на мировом рынке присутствие наших игроков весьма невелико.

«Сегодня уровень использования отечественных навигационных систем на транспорте не превышает 10%, и здесь еще огромное поле для деятельности», — заявил вице-премьер Сергей Иванов.

Соответственно, перед российскими компаниями стоит задача продвижения ГЛОНАСС на мировом рынке с учетом растущего интереса со стороны зарубежных производителей навигационного оборудования.

В первый день работы форума замглавы Роскосмоса Анатолий Шилов заявил, что уже сейчас ГЛОНАСС превосходит по точности американскую систему GPS. «Сейчас точность системы ГЛОНАСС составляет 6 метров, у GPS — 7 метров. За ближайший год-два нам нужно достичь точности в 2–3 метра», — сказал он.

Шилов также отметил, что сегодня системой ГЛОНАСС оснащено 23% воздушных судов, 87% морских и речных судов, а также 80% муниципального автотранспорта.

В июле-августе 2011 года планируется запуск спутника «Глонасс-М», заявил Шилов. «Сейчас три космических аппарата проходят испытания, один тестируется, это новый аппарат с большими изменениями. В июле-августе запустим один «Глонасс-М». В сентябре-октябре будет еще три запуска с Байконура», — сказал он.

В то же время конкуренты российской навигационной системы считают, что Россия ведет нечестную игру на этом поле. Так, старший советник Госдепартамента США Рэй Клор в своем выступлении осудил планы России по введению налога на импорт GPS-оборудования. По словам Клора, США выступают за открытое распространение навигационных технологий, чтобы приемники могли принимать навигационные сигналы от различных систем — как от GPS, так и от ГЛОНАСС.

Также Клор заявил, что точность GPS гораздо выше, чем было заявлено — менее чем один метр. В орбитальной группировке GPS сейчас действует 31 космический аппарат, плюс три резервных спутника, которые могут подключиться в случае необходимости.

С продвижением отечественной системы связано несколько масштабных проектов, в частности для медицинских и образовательных учреждений, а также компаний, занимающихся перевозкой опасных грузов и т. п. В российских городах начинают внедряться так называемые «Интеллектуальные транспортные системы» (ИТС) — комплекс взаимосвязанных автоматизированных систем, позволяющий управлять дорожным движением, осуществлять мониторинг автотранспорта и информировать граждан о дорожном движении (например, о сроках прибытия автобуса на остановку).

По словам Алексея Смятских, к концу текущего года ИТС будут оборудованы 7800 единиц муниципального автотранспорта. Дальше развитие системы будет продолжено — будут подключаться коммерческие перевозчики. «ГЛОНАСС — не кремлевская таблетка, — говорит Смятских — с помощью внедрения ГЛОНАСС-систем можно решить некоторые проблемы, однако наряду с этим необходимо решение вопросов с транспортными пересадочными узлами, выделением полос для общественного транспорта и т.п.».

Напомним, в начале мая текущего года Счетная палата РФ опубликовала данные по результатам проверки использования средств по федеральной целевой программе ГЛОНАСС. Проверка ведомства, которая проводилась по поручению Дмитрия Медведева, показала, что программа оснащения воздушного транспорта навигационной аппаратурой ГЛОНАСС выполнена лишь на треть, а коммерческому продвижению системы ГЛОНАСС и вовсе уделяется слишком мало внимания. При этом деньги на реализацию программы из госбюджета выделялись своевременно и в полной мере — в 2002–2010 годах 98,7 млрд рублей, или 101,2% предусмотренных программой объемов. За счет внебюджетных источников привлечено 3,3 млрд рублей, или 20,6%.

Учитывая, что в ФЦП «ГЛОНАСС» трижды вносились изменения (в 2006, 2008 и 2010 годах), объемы ее финансирования выросли по сравнению с первоначальными в 5,9 раза, в том числе за счет бюджетных средств — в 9,6 раза, за счет внебюджетных источников — в два раза.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию