Директора Федерального медцентра выманили из Франции по делу
Лента новостей
Лейлу Торопееву, бывшего директора ФМЦ Росимущества, обвиняют в закупке по завышенным ценам дорогостоящей аппаратуры — рентгеновского аппарата и магнитно-резонансного томографа. Свою вину она признала, и ее отпустили
Продолжающаяся больше года история с расследованием госзакупок медицинской техники вылилась в очередное уголовное дело. Столичное управление следственного комитета России предъявило обвинение бывшему директору Федерального медицинского центра (ФМЦ) Росимущества Лейле Торопеевой. Ей вменяется превышение должностных полномочий (статья 286 УК) при закупке дорогостоящей аппаратуры. Следствие считает, что техника приобреталась по завышенной цене. Обвиняемая признала свою вину, и ее отпустили.
Как рассказал BFM.ru источник в правоохранительных органах, бывшую чиновницу задержали накануне утром в здании ФМЦ. «Для этого была разыграна целая оперативная комбинация», — рассказал собеседник BFM.ru.
По оперативным данным, последние несколько месяцев Торопеева проживала во Франции. Чтобы она вернулась в Россию, сыщикам пришлось пустить слух, что она больше не интересует следователей.
В поле зрения правоохранительных органов Торопеева попала еще в прошлом году, сказал источник BFM.ru. Этому предшествовала внутренняя проверка Росимущества, которая показала, что в 2009-2010 годах ФМЦ закупил по завышенным ценам рентгеновский аппарат и магнитно-резонансный томограф.
Подпольные аукционы
Проверяющие выяснили, что в январе 2009 года Торопеева согласовала заключение госконтракта с коммерческой фирмой «Хелф кеа дизайн» на поставку рентгеновского панорамного стоматологического аппарата Kodak 8000 Digital Panoramic Sistem стоимостью 4,2 млн рублей, хотя он стоил чуть меньше 3 млн рублей.
А в июне 2010 года чиновница самостоятельно заключила госконтракт с другой фирмой — «Корвет Трейдинг» — на поставку магнитно-резонансного томографа Dixion Evidence-0,35. Аппарат стоил 37 млн рублей, но был куплен почти за 45 млн.
Сыщики пришли к выводу, что при проведении конкурсов на закупку медтехники был грубо нарушен закон — потенциальные участники не были уведомлены об аукционах и, следовательно, не могли предложить более выгодную цену.
«В конце октября прошлого года, перед тем, как уехать за границу, чиновница с помощью сотрудников ЧОПа вывезла из ФМЦ всю аукционную и конкурсную документацию», — сообщил сотрудник правоохранительных органов. По его информации, находясь во Франции, Торопеева прислала по факсу заявление с просьбой об увольнении.
Первоначально уголовное дело было возбуждено в отношении неустановленных лиц по статье «мошенничество». Однако найти доказательств получения Торопеевой «откатов» не удалось.
Впрочем, сыщики сочли, что есть основания для предъявления ей обвинения по пункту «в» части 3-й статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий). Она предусматривает наказание на срок от 3 до 10 лет.
После задержания бывшего директора ФМЦ доставили на допрос в Главное следственное управление СКР по Москве. «Обвиняемая решила сотрудничать со следствием, в связи с чем ей сочли возможным избрать меру пресечения в виде подписки о невыезде», — сказал собеседник BFM.ru.
В Росимуществе не смогли оперативно прокомментировать задержание бывшей сотрудницы и причины ее увольнения.
Золотые томографы
Напомним, скандал с закупкой медоборудования по завышенным ценам разгорелся в августе прошлого года после того, как руководитель контрольного управления (КУ) администрации президента России Константин Чуйченко проинформировал президента об итогах проведенной совместно с Генпрокуратурой проверки эффективности расходования госсредств, выделенных для приобретения медтехники в 2008–2010 годах. В частности, он рассказал о закупках 170 медицинских томографов на общую сумму 7,5 млрд рублей. По словам Чуйченко, оборудование приобреталось по цене, в несколько раз превышающей стоимость у производителя, через цепочку посредников и фирм-однодневок, а также с использованием расчетных счетов третьих лиц при проведении расчетов между заказчиками и поставщиками.
Прибыль посредников могла доходить до 55 млн рублей. Так, если у производителя томограф мог стоить 16 млн рублей, то покупали его в некоторых случаях за 90 млн, привел пример Чуйченко.
«Это не коррупционная составляющая, а циничное, хамское воровство государственных денег», — заявил президент. Он потребовал усилить меры по борьбе с нарушениями закона в сфере госзакупок.
После этого было возбуждено около двух десятков уголовных дел.
В частности, к уголовной ответственности был привлечен бывший начальника департамента контроля в социальной сфере Контрольного управления (КУ) президента России Андрей Воронин. Чиновник вымогал 1 млн долларов у московского представительства Toshiba за исключение компании из несуществующего «черного списка» участников государственных тендеров, который якобы появился после начатых летом 2010 года по распоряжению президента проверок. В апреле Тверской суд Москвы приговорил Андрея Воронина к 3 годам колонии.
Расследование в отношении еще троих фигуранов этого дела, среди которых бывший заместитель министра здравоохранения Алексей Вилькен, еще продолжается.
В июне этого года были арестованы начальник Главного военно-медицинского управления Минобороны генерал-майор Александр Белевитин и руководитель одного из управлений ГВМУ, полковник медицинской службы Алексей Никитин. Их обвиняют в получении взяток в размере 4,7 млн рублей от представителей индийской компании Dina International за подписание с компанией госконтрактов на закупку медоборудования.
Оба задержанных проходили по делу, которое возбудили в конце прошлого года. Тогда Генпрокуратура заподозрила Минобороны в заключении контракта на поставку проявочных машин для рентгеновских пленок по завышенным ценам. За 35 таких машин ведомство заплатило компании «ИнМедТех» более 26 млн рублей. По данным прокуроров, стоимость оборудования была завышена в три раза. Ведомство оценило ущерб более чем в 17 млн рублей. Прокуроры смогли добиться от фигурантов дела возмещения ущерба.
На этой неделе СКР сообщил о возбуждении еще одного похожего дела — в отношении сотрудника одного из департаментов Минздравсоцразвития Ильи Касьяненко и директора коммерческой фирмы ЮНИКС Арама Бекчяна. По данным следствия, в результате закупки компьютерного томографа по завышенной цене государство потеряло 40 млн рублей.