16+
Суббота, 21 июля 2018
  • BRENT $ 73.00 / ₽ 4637
  • RTS1114.59
16 марта 2009, 18:42 Авто

«АвтоВАЗ» топит смежников

Лента новостей

«АвтоВАЗ» задолжал кредиторам свыше 36 млрд рублей и уже заложил свои корпуса и производственные линии. Однако текущие показатели продаж не позволяют ему накапливать средства для расплаты деньгами даже с поставщиками комплектующих

Цех сборки автомобилей
Цех сборки автомобилей "Лада Калина" на заводе ОАО "АвтоВАЗ". Фото: ИТАР-ТАСС

Задолженность ОАО «АвтоВАЗ» перед поставщиками комплектующих составляет 10 млрд рублей, сообщил в понедельник президент компании Борис Алешин. Из этой суммы 1,5 млрд рублей обеспечены векселями банков, а «оставшаяся часть малоликвидна». Убытки завода за 2008 год составили «чуть меньше» 6 млрд рублей.

Общая задолженность концерна достигла 36 млрд рублей, и, по данным СМИ, по кредитам «АвтоВАЗа» уже частично заложены производственные линии и корпуса, оцениваемые на сумму в 45 млрд рублей (общая стоимость активов «АвтоВАЗа» оценивается в 75 млрд рублей). Основными кредиторами «АвтоВАЗа» являются Сбербанк и ВТБ, но, как признался Борис Алешин, у завода исчерпал лимит заимствований, поэтому привлечение новых кредитов невозможно.

11 марта на встрече с руководителями компаний, являющихся основными поставщиками завода, Борис Алешин пообещал рассчитаться с ними денежными средствами за поставки первых трех месяцев 2009 года. Что касается задолженности «АвтоВАЗа» перед поставщиками за 2008 год, то предприятие продолжит осуществление расчетов по вексельной схеме. Одновременно будут предприняты меры по повышению ликвидности векселей, используемых в расчетах.

Чтобы расплатиться с поставщиками по долгам прошлого года, будет использовать новые векселя двух типов, рассказал Борис Алешин. Векселя первого будут обеспечены 20 тысячами автомобилей, а реализовать бумаги можно будет у дилеров. Векселя второго — в уже составленном ломбардном списке ЦБ; такие векселя можно будет продать банкам или заложить в ЦБ.

Суммарная задолженность «АвтоВАЗа» достигла суммы свыше 22 млрд рублей еще в III квартале 2008 года, из них 17,4 млрд рублей были одолжены как краткосрочные займы. В первом полугодии 2009 г. «АвтоВАЗу» надо изыскать 8 млрд рублей, из которых 3 млрд пойдет на погашение на биржевые облигации и 5 млрд на выплату кредита Сбербанка. Помимо этих сумм, еще 5 млрд руб. могут потребоваться на досрочный выкуп облигаций.

Предполагается, что частично рост задолженности с конца III квартала еще на 13 млрд рублей произошел за счет дополнительного кредита, часть которого пошла на покупку платформы Renault и лицензии на производство двигателей этой фирмы за 220 млн евро.

Ранее руководство завода и гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов обратились в правительство с письмом об оказании поддержки на сумму в 26 млрд рублей.

К настоящему времени на «АвтоВАЗе» разобрались с ранее запутанной системой перекрестного владения, однако на вопрос о структуре задолженности концерна вряд ли можно получить точные ответы. «Мы с вами, например, не знаем, где тот 1 млрд долларов наличными, которые недавно заплатил Renault за акции, поэтому остается только гадать относительно многих финансовых моментов связанных с заводом, остается только гадать», — отмечает эксперт авторынка Леонид Голованов.

По его словам, прогноз Бориса Алешина о том, что объем российского авторынка в 2009 году составит 1,5 млн новых машин, из которых 30% придется на «АвтоВАЗ», «выглядит реалистично». В феврале завод продал 29,3 тыс. автомобилей, и если объем продаж в течение года впишется в прогноз Алешина, то ежемесячная выручка будет составлять примерно 6,5-7 млрд рублей, что явно недостаточно для расплаты с кредиторами.

«Завод накопил задолженности не только за этот и прошлый, но и за более ранние годы и он должен практически всем своим контрагента. «АвтоВАЗ», например, проводил выставки и остался должен рекламным компаниям, с руководителями которых я соприкасаюсь по ходу работы, и эти задолженности составляют миллионы долларов, — отметил гендиректор информационного портала Auto-Dealer.ru Олег Дацкив. — Понятно, что в первую очередь они будут расплачиваться со своими поставщиками комплектующих и запчастей, но расплатиться со всеми своими кредиторами в этом году без дополнительных денег для завода совершенно нереально»

По словам эксперта, непогашенная задолженность «АвтоВАЗа» сделала бизнес многих его контрагентов убыточным, и у завода нет программы погашения этих долгов. Часть из его смежников и других контрагентов сохраняет сейчас рублевую доходность, однако даже если «АвтоВАЗ» и вернет сейчас им свои задолженности, это вследствие прошедшей девальвации уже не исправит ситуацию.

Что касается дальнейшей судьбы «АвтоВАЗа», то, по, мнению Дацкива, без программы глобальной реструктуризации спасти предприятие практически невозможно. «Кризис только обнажил все те управленческие промахи и недоработки, которые накапливались в течение долгого времени, поэтому мгновенно изменить ситуацию не предоставляется возможным. Логично было бы обратиться за поддержкой к Renault-Nissan, которому принадлежит 25% акций компании и которому поэтому ее судьба должна быть небезразлична. У этой группы есть команда специалистов, умеющих работать в условиях рынка, а Карлос Гон уже имеет опыт выведения убыточной компании из кризиса», — считает эксперт.

«Для многих поставщиков «АвтоВАЗ» является стратегическим партнером, но даже они не смогут вечно существовать без денег. Поэтому затягивание ситуации приведет к тому, что им будет проще и выгоднее прекратить бизнес и ничего не поставлять на «АвтоВАЗ», чем получать обещания и нести убытки», — заключил Олег Дацкив.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию