16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.12 / ₽ 8211
  • RTS1181.44
22 августа 2011, 13:53 СМИПолитика

Триполи: взгляд из «позолоченной клетки» для СМИ

Лента новостей

Блокированные в гостинице Триполи иностранные репортеры ужинают в бронежилетах и касках. О быте и работе журналистов в ливийской столице — корреспондент Би-би-си Мэтью Прайс

В Триполи, большую часть которого контролируют повстанцы, подходят все новые силы противников Каддафи. Фото: AP
В Триполи, большую часть которого контролируют повстанцы, подходят все новые силы противников Каддафи. Фото: AP

Никто не мог предположить, насколько быстро ливийская оппозиция сможет занять столицу, не встретив практически никакого сопротивления. Однако уже через сутки после того, как в Триполи начались первые бои — в субботу вечером — все признаки скорой развязки были налицо.

Сначала дети и жены чиновников из окружения Каддафи стали собирать вещи и выезжать из пятизвездочной гостиницы «Риксос». Именно в «Риксосе» ливийские власти обязали поселиться иностранных журналистов, освещающих конфликт.

За несколько месяцев отель превратился в постоянное место встреч членов правительства. Надежное укрытие, где министр информации ливийского лидера регулярно устраивал пресс-конференции. Теперь родственники высокопоставленных чиновников разъезжались по более безопасным местам.

Потом я заметил, что переводчик, с которым мы работали на протяжении этих месяцев, тоже исчез. Как и сотрудники государственного телевидения, которые работали в отеле с тех пор, как самолеты НАТО разбомбили их штаб-квартиру.

Знаки. Бесчисленные знаки приближающейся битвы.

Ужин в бронежилетах

Потом ожесточенные бои — все ближе и ближе. С вечера субботы то тут, то там в городе были слышны звуки стрельбы и взрывов. Теперь эти звуки тоже приближались.

В течение нескольких часов здание обстреливали из тяжелого оружия. Пули свистели над головой, в медленно угасающем свете.

Мы — иностранные журналисты — собрались вместе, чтобы решить, что мы можем сделать. Надели бронежилеты, определили пути отступления. В порт бежать бесполезно — все равно там нет ни одного катера, чтобы нас вывезти.

Потом пришел шеф-повар ресторана и спросил, будем ли мы ужинать.

Мы ужинали в бронежилетах, держа каски под рукой. И вместе с трапезой — а принимать пищу в Рамадан можно только после заката солнца — закончилась и относительная тишина. За стенами отеля вновь зазвучали выстрелы и взрывы.

Военные, лояльные полковнику Каддафи, установили на подступах к отелю блок-пост. Мы оказались зажаты в здании, бывшем одной из главных мишеней повстанцев.

Министр информации Муса Ибрагим созвал, наверное, свою последнюю пресс-конференцию.

Мэтью Прайс. Фото: BBC

НАТО разрушает мою страну, сказал он. И призвал к прекращению огня — в противном случае, сказал министр, погибнет очень много людей.

В фойе отеля один из солдат кричал на журналиста, обвиняя его в передаче информации повстанцам. Мы отошли подальше от солдата и его «Калашникова».

Доктор Агила — очень тихий и вежливый мужчина, отвечавший в правительстве Каддафи за связи с зарубежной прессой — прошел мимо меня, как обычно, одетый в рубаху навыпуск, но на этот раз сжимая в руках пистолет.

На прошлой неделе он говорил мне, что готов, если потребуется, лично отправиться на фронт, чтобы защищать свою страну. Кажется, уже слишком поздно.

Борьба продолжается?

Но была ли это развязка, как уже успели громко заявить СМИ?

В воскресенье днем Муса Ибрагим сказал мне, что в Триполи находятся 65 тысяч профессиональных и специально обученных военных, верных полковнику Каддафи и готовых защищать столицу.

Не угодили ли повстанцы в ловушку? Может быть, по мере продвижения вглубь города их силы будут окружены и обстреляны? Верные Каддафи военные уже применяли такую тактику.

Однако постепенно картина прояснялась. Зеленая площадь, где еще на прошлой неделе я стоял в толпе сторонников Каддафи, утверждавших, что столица никогда не будет взята, перешла под контроль оппозиции.

Сын ливийского лидера Сейф-аль-Ислам, его предполагаемый наследник, был арестован.

Оппозиция прочно закрепилась в кварталах Триполи. Полковник Каддафи терял власть над своей столицей.

И пока я пишу эти строки, борьба продолжается. Предстоит еще не одна битва. Нам по-прежнему не кажется, что за стенами отеля «Риксос» безопасно. И там по-прежнему стоят люди Каддафи — ожидают с оружием в руках. Мы просто не можем выйти.

Я слышу звук выстрелов — не победных выстрелов в воздух, а настоящей перестрелки. Очень многие жители города сегодня ночью не выйдут на улицу праздновать победу, а будут прятаться в своих домах.


И это не только те, кто до вчерашнего дня гордо размахивал зеленым флагом правительства Каддафи с крыш своих домов, но и те, кто не уверен, что бои за его дверью закончились, и те, кто опасается, что теперь в стане повстанцев начнется раскол по племенному признаку, и шансы на мирную передачу власти испарятся.

До сих пор есть угроза, что полковник Каддафи — человек, который за 40 лет нахождения у власти не раз демонстрировал умение жестко обходиться со своим народом — может нанести ответный удар.

Однако прямо сейчас такой вариант не кажется очень правдоподобным. Сейчас кажется, что еще в одной стране авторитарный режим пал жертвой «арабской весны».

Мэтью Прайс
Би-би-си

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию