16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.46 / ₽ 8242
  • RTS1183.12
29 сентября 2011, 12:21

Немцы определят судьбу евро и еврозоны

Лента новостей

Бундестаг собирается принять исторические решения. Речь идет об увеличении размера и расширении полномочий временного европейского Стабфонда, что должно снять остроту кризиса в еврозоне

Бундестаг собирается принять исторические решения. Речь идет об увеличении размера и расширении полномочий временного европейского Стабфонда, что должно снять остроту кризиса в еврозоне.

Эксперты отмечают, что ситуация двоякая: с одной стороны, Грецию надо-таки спасти для сохранения зоны евро, а с другой, чем скорее она эту зону покинет, тем быстрее удастся справиться с еврокризисом.

Сейчас максимальный объем заимствований Европейского фонда финансовой стабильности – денег, которые он может привлекать для оказания помощи проблемным странам — 440 миллиардов евро. Этот объем предлагается увеличить до 780 миллиардов. Эти деньги фонд ссужает странам еврозоны, оказавшимся в тисках кризиса задолженности, под низкие проценты. А другие страны гарантируют выплаты. Причем не на 100, а даже на 120%. Чтобы обеспечить для самого Стабфонда наивысший кредитный рейтинг — ААА и, соответственно, низкий процент по его облигациям.

Германия, как локомотив евроэкономики, гарантирует 28% участия в этом Стабфонде, соответственно, своей доле в уставном капитале ЕЦБ. Конечно, помощь другим ложится тяжелой ношей на ФРГ. Но с другой стороны, именно Германия в свое время больше всего выиграла от создания еврозоны, отмечает эксперт германского совета по внешней политике Александр Рар:

«Германия выиграла от того, что она создала эту еврозону, потому что немецкие продукты, немецкий товар продается во всей Европе, его покупают, немцы хорошо на этом зарабатывают, не все немцы, но те, которые производят и продают. Поэтому они до последнего будут все-таки бороться за то, чтобы оставить все как есть».

После утверждения Бундестагом правительственного законопроекта немецкая доля в гарантиях по кредитам EFSF возрастет теоретически до 253 миллиардов. Для сравнения: годовой бюджет ФРГ — чуть больше 300 миллиардов евро. Но на самом деле вопрос денег тут не главное, отмечает завотделом стран и регионов института Европы РАН Владислав Белов:

«Дело не в величине денег, как мы видим, миллиарды не спасают. Дело во внутренних механизмах и доверии рынка к тем реформам, которые правительство проводит — иного пути нет. Сколько бы миллиардов ни выделяли, они исчезнут. Я, всё-таки, сторонник технического дефолта Греции, списания 50–60% долгов. Банки должны заплатить за то, что они получили в предыдущие годы, невозможно всё время платить за счёт налогоплательщиков, и банки прекрасно понимают, что у них есть средства, для того чтобы за их счёт совершить технический дефолт».

По мнению финансовых экспертов, увеличение объема госгарантий важно, но еще важнее расширение полномочий стабфонда. Если одобрит Бундестаг, фонд сможет не только раздавать кредиты, но и скупать гособлигации проблемных стран - напрямую или на свободном рынке. Сейчас этим занимается ЕЦБ, который с удовольствием передаст эту не входящую в его основные обязанности функцию Люксембургскому Стабфонду. Фонду осталось просуществовать два года - в 13 году ему на смену должен прийти постоянный европейский стабилизационный механизм — ЕСМ — европейский аналог МВФ с реальным капиталом.

Александр Горлин, Business FM

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию