16+
Среда, 20 сентября 2017
  • BRENT $ 56.16 / ₽ 3264
  • RTS1122.43
30 сентября 2011, 07:40 ФинансыБанки, вклады и кредитыПраво

Банки заплатят за презумпцию невиновности клиентов

Лента новостей

Вступила в силу первая часть закона «О национальной платежной системе», регулирующая правила электронных платежей. Теперь банк обязан возмещать клиенту ущерб за несанкционированные операции. Причем на клиента распространяется презумпция невиновности

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru
Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Первая часть закона «О национальной платежной системе» (НПС), подписанного президентом Медведевым 27 июня этого года, вступила в силу в четверг. Некоторые его статьи заработают позже.

Новые нормы закона об НПС призваны регулировать порядок электронных платежей: к ним, в частности, относятся операции с пластиковыми картами, использование электронных кошельков и услуги платежных терминалов.

Закон об НПС устанавливает правовые и организационные параметры национальной платежной системы, регулирует порядок оказания услуг в рамках НПС, в том числе порядок перевода денег, использования электронных средств платежа, а также деятельность субъектов национальной платежной системы.

Надзор за функционированием национальной платежной системы будет осуществлять Банк России.

По новым правилам кредитная организация обязана извещать клиента обо всех рисках, связанных с использованием электронного средства платежа, а также о каждой совершенной операции.

«Кредитные организации на практике всегда уведомляют своих клиентов о рисках, связанных с электронными средствами платежа, хотя это не являлось обязательным условием предоставления услуг с точки зрения законодательства», — отмечает директор по развитию бизнеса ФГ БКС Станислав Хализов.

При этом он отмечает, что изменения в законодательстве, прежде всего, важны для потребителей. «Новые нормы позволят им более внимательно относиться к электронным платежам, вероятно, это будет способствовать повышению общей финансовой грамотности населения», — отмечает Хализов.

Хорошая новость в том, что теперь клиент сможет требовать от банка возмещения ущерба по несанкционированным операциям.

«До вступления в силу нового закона в случае несанкционированной операции по счету клиент банка сам нес ответственность за свои деньги. Например, при утрате пластиковой карты и совершении платежа по ней третьим лицом до момента уведомления банка о пропаже. А если со счетом что-то происходило уже после уведомления, то ответственность брала на себя кредитная организация, — говорит заместитель начальника юридического департамента банка «Открытие» Сергей Массарский. — Теперь же банк будет обязан доказывать, что клиент нарушил правила пользования пластиковой картой, даже если последний вообще забыл уведомить банк о пропаже карты. Это приведет к дополнительным расходам банков».

Без вины виноватые

Сергей Массарский обращает внимание на тот факт, что в соответствии с новым законом банкам придется нести ответственность и в тех случаях, когда ни клиент, ни банк не виноваты. В качестве иллюстрации он приводит такой пример: «Сейчас многие активно пользуются системой банк – клиент через Интернет. Каждая кредитная организация выдает своему клиенту электронные ключи доступа, которые человек вводит в систему при обращении к своему счету. Если компьютер пользователя заражен вредоносным вирусом, и троянская программа уже похитила все ключи, клиент не знает об этом до тех пор, пока не замечает списания денег со своего счета. В этом случае нет вины клиента, потому что он не знает о взломе. Нет вины банка — он не уведомлен клиентом о том, что доступ к его счету нужно перекрыть».

По мнению эксперта, доказательство вины клиента не является задачей банка. «Никто не наделял кредитные организации полномочиями следователей, а это значит, банкам придется делать несвойственную им работу. Таким образом, новые положения закона могут осложнить отношения банка и клиента в конфликтной ситуации», — уверен он.

«Что касается операторов электронных денег, которых в первую очередь касаются вступившие в силу 29 сентября статьи закона о НПС, то у них, возможно, возникнут трудности из-за необходимости изменения своего статуса и получения специальных лицензий Банка России, что потребует со стороны этих компаний и усилий, и времени на реорганизацию, и, конечно, дополнительных материальных затрат», — считает Хализов.

Рекомендуем:

  • Фотоистории