Китайский опыт поможет России
Лента новостей
Александр Смирнов — практикующий экономист, автор ряда работ по риск-менеджменту и финансам. По его мнению, успех реформ в КНР разительно контрастирует с историей экономических преобразований в современной России
Александр Смирнов — практикующий экономист, автор ряда работ по риск-менеджменту и финансам. По его мнению, успех реформ в КНР разительно контрастирует с историей экономических преобразований в современной России и одновременно наглядно демонстрирует сильные стороны китайской модели. Определенное использование опыта Китая особенно полезно может быть во время кризиса.
— Почему именно во время кризиса стоит обратить внимание на китайский опыт?
— Как говорил Сенека, когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Кризис — это время осмысления и преодоления ошибок, а сейчас очевидно, что путь сырьевой экономики и построения «безидейного» рынка в РФ не столь эффективен, как ожидалось. Да и многие крупнейшие экономисты все больше переосмысливают фиаско «рынка без тормозов», во многом обусловившего нынешний мировой кризис. Приходит понимание того, что «стандартные» советы МВФ по реформированию переходных экономик не всегда верны.
На этом фоне особенно интересным является анализ опыта реформ Китая, являющегося безусловным лидером мирового развития. Напомню, Китай начинал свои реформы в относительно худших условиях, чем Россия, и его экономическое положение было тогда намного слабее. ВВП Китая в 1980 году составлял 39% от российского, в стране преобладало малообеспеченное, в основном сельское население — составлявшее 82,1%, при том, что значительная часть территории страны — 59,37% — это гористая местность, а наиболее удобные для жизнедеятельности земли составляют всего 31% всей площади. Но уже в 2007 году, по данным Всемирного банка, ВВП Китая по паритету покупательной способности (ППС) составлял 7,055 трлн долларов (2 место в мире после США с показателем 13,778 трлн долларов), в то время как Россия по этому показателю была на 6 месте — 2,120 трлн долл. И если российская экономика пострадала от мирового кризиса самым серьезным образом, Китай пока демонстрирует относительную стабильность.
— В чем же секрет успеха китайских реформ?
— Основа успеха — сильное государство, конкретные цели и долгосрочное планирование. В начале 19 века доля Китая в мировом производстве была достаточно значительна — около трети мирового ВВП (в 1820 году), но техническая отсталость и подчинение Китая интересам запада привели к утрате этих позиций. Уже с начала 20 века многие государственные деятели Китая стремились возродить былое величие страны. Значительные ошибки и перегибы на закате «административной экономики» — такие как стратегия «большого скачка» (1958–1962 годов) и «культурная революция» (1966–1976), приведшие Китай к значительному кризису вызвали критическое осмысление ошибок и понимание необходимости нового курса.
Нынешний этап реформ начался в 1978 году, когда Дэн Сяопин провозгласил «новый курс» строительства рыночной экономической системы с китайской спецификой (как говорят сами китайцы — «социалистической»), политику «реформ и открытости». Эти реформы отличает постепенность, эволюционность (так называемый градуализм), вторичность политического реформирования перед экономическим, приоритет модернизации и внешнеэкономической экспансии.
Преобразования начались с четкой постановки целей, разработки идеологии, подчиненной национальным интересам, решению конкретных задач развития страны и повышения благосостояния народа. Эти задачи решались на базе сильной, просвещенной и деятельной государственной власти. Китайские партийные лидеры и экономисты активно изучали и творчески переосмысливали экономический опыт, а также историю взлетов и падений экономик многих стран.
В результате стратегические цели по учетверению ВВП были перевыполнены, и с 1980 по 2000 год экономика страны выросла в 6,4 раза, а в течение 1978–2005 годов ВВП вырос в 12 раз, доход на душу населения — почти в 7 раз. Сейчас Китай занимает 2 место в мире по объему экспорта, за 2008 год он составил 1,4 трлн долларов, что пока незначительно меньше, чем у Германии, занимающей 1 место. К 2020 год Китай планирует достижение общества средней зажиточности, а к 2050 году — уровня жизни развитых стран.
Напротив, на начальном этапе российских реформ (1992–1998 годы) государство не ставило четких целей, например, по росту ВВП и уровню доходов населения. Были только абстрактные идеи «построения рыночной экономики». К тому же наши идеологи не слишком отягощали себя изучением чужого опыта, а использовали готовый сценарий «шоковой терапии», предложенный МВФ. В результате Россия вышла на уровень ВВП 1990 года только в 2007 году.
— На чем основывалась стратегия роста КНР?
— Она строилась на творческом использовании опыта Японии и «азиатских тигров», а также опыта НЭП в нашей стране. В Китае была реализована экстенсивная модель экономики, основанная на дешевом труде и активном использовании иностранных инвестиций. Важнейшим конкурентным преимуществом Китая была дешевизна достаточно квалифицированной «рядовой» рабочей силы, стоимость которой в течение длительного периода времени составляла около 100 долларов в месяц и ниже. Разумеется, неразвитость экономики создала предпосылки для непрерывного длительного роста.
Напомню логику реализации стратегии развития. Сначала в Китае были проведены реформы на селе, следующим шагом было освоение рынков трудоемкого ширпотреба, затем развитие производства вылилось в настоящую промышленную революцию. Следующим этапом стало освоение высоких технологий, и страна теперь занимает лидирующие позиции по производству высокотехнологичной продукции (2 место в мире) — мобильных телефонов, компьютеров, телевизоров. Однако, копируя чужое, Китай создает много нового и, например, по сравнению с Россией он осуществил более ранний переход к цифровым технологиям.
Ранее по подобному пути развития шла Япония, которая достаточно быстро утратила свое главное преимущество — дешевую рабочую силу. Но у Китая по-прежнему огромный запас.
Огромный вклад в развитие рыночного сектора в Китае принадлежит малому и среднему бизнесу. В этом секторе там работает около 75% городского населения, он дает до 60% всего ВВП, 65% всех патентов, 46% всех налоговых поступлений и 62% всего экспорта. У нас же доля малого бизнеса около 15%, что говорит о низкой степени развития предпринимательства.
Значительную роль в успехе китайских реформ сыграла региональная политика, отличительной чертой которой была самостоятельность регионов. В Китае успешно используется стратегия сфокусированного развития, когда первыми обогащаются отдельные регионы. Плюс, большое значение имело создание после 1984 года особых экономических зон в ряде городов. Затем этот статус получили еще 14 приморских городов.
Проводимая политика разделения налоговых поступлений между регионами и центром (система «разделения котлов») способствует активной и заинтересованной позиции регионов в максимизации поступлений по своим местным бюджетам. При этом активно используется плановая система — закрепление «финансовых заданий». У нас же такая система пока не создана, и, как результат, многие региональные власти РФ не проводят активную политику привлечения инвестиций и вообще реально мало делают для развития своих регионов. Да и наши попытки создать аналогичные экономические зоны не были успешными — они, скорее, представляют собой внутренние оффшоры.
В 2006 году в Китае были отмены сельскохозяйственные налоги. Страна, располагая около 7% мировых пахотных угодий, теперь производит около 20% зерновых, занимает лидирующие позиции в мире по производству хлопка, мяса, молока, яиц, масличных культур. Это еще раз подтверждает тезис о том, что развитие нормального рынка всегда начинается с реформ на селе.
Превращение наших крестьян в «аграрных пролетариев» во времена советской власти крайне дорого обошлось России, где, несмотря на позитивное введение института частной собственности на землю, сельскохозполитика государства не является эффективной.
— В чем специфика финансовой политики китайских властей?
— Она направлена на создание эффективных механизмов денежно-кредитной политики, создающей условия для нормального кредитования и развития реального сектора экономики, и базируется она на доминировании национальной валюты. Финансы Китая не испытали того полнейшего хаоса, какой наблюдался у нас в течение 1992–1998 годов и эта стабильность создала условия для нормального развития промышленности и бизнеса. Грамотная политика валютного регулирования препятствует вывозу капитала и накоплению на руках населения избыточной наличной валюты, с другой стороны, создает условия для привлечения внешних долгосрочных капиталов. Решение подобных задач для российской экономики остается по-прежнему проблемой.
В Китае очень высокая норма личных сбережений — около 50 % от ВВП на конец 2007 года, но благодаря стабильности финансовой системы и значительной роли государства в ней население держит свои средства в банках. Ставки в Китае достаточно низки — ключевая годовая ставка кредитования — 5,31%, ставка по депозитам — 2,25% (на конец 2009 года). Совокупность указанных факторов на фоне нормального инвестиционного климата приводят к активному и стабильному росту экономики.
В банковской системе преобладают государственные банки, тогда как доля активов, находящихся под контролем иностранного капитала, в 2008 году составляла всего 2,44%. Китай активно использует опыт и технологии иностранных инвесторов, но тщательно сохраняет национальный контроль над банковской и финансовой системой. Среди важнейших задач — дальнейшее развитие сектора банковских услуг, в том числе в регионах.
Стараясь поддержать экономический рост, в 2008 году Банк Китая 5 раз снижал ключевые ставки и нормы банковского резервирования. Несмотря на мировой финансовый кризис, в течение 2008 года денежная масса М2 выросла на 17,8%.
У нас же ситуация прямо противоположная. Ставка рефинансирования с февраля 2008 года выросла на 3%, а агрегат М2 в течение 2008 года вырос всего на 1,7%, а за январь 2009 года упал на 11,1%. Если до кризиса ставки по кредитам для надежных заемщиков опускались до уровня 12–15%, то сейчас они выросли до уровня 20%, что существенно замедляет темпы развития экономики.
Дефицит рублей, то есть «денежное сжатие» по-прежнему является доминирующей причиной кризиса в РФ. Чем дальше затягивается нормализация процессов денежного обращения в стране, чем выше угроза рецессии, роста числа банкротств, неплатежей, передела собственности, увеличения безработицы.
Длительный период практически безкризисного развития Китая (подобно тому, как это было во времена немецкого экономического чуда) наглядно подтверждает, что когда экономика имеет значительные резервы развития, ее краткосрочные дисбалансы можно эффективно преодолевать, избегая кризисных явлений. Наши денежные власти такими достижениями не располагают. С 2000-х годов уровень монетизации в РФ увеличился с 15% всего до 40%, что значительно меньше уровня развитых стран.
Накопив в период благоприятной конъюнктуры значительные финансовые резервы, денежные власти РФ, прибегнув к их фактической стерилизации, не смогли обеспечить их эффективное использование. Российская финансовая система в рамках западно-либеральной модели создает условия для свободного пересечения спекулятивных капиталов, как из страны, так и внутрь ее. Дефицит на внутреннем денежном рынке приводит к устойчивому привлечению внешних валютных займов, периодически создавая «девальвационный навес» (кризис 1998 и 2008–2009 годов). На фоне неблагоприятного инвестиционного климата наша финансовая система не способна эффективно усвоить деньги, что создает проблемы при развитии реального сектора. Обеспечить доминирование национальной валюты — рубля в таких условиях сложно. Сравнение показателей экономик Китая и РФ еще раз наглядно подтверждает, что главным является не столько пассивная «бережливость», сколько активное развитие.
Успехам Китая содействуют и особенности менталитета его населения, которое длительное время, проживая в условиях отсутствия достатка, сочетает бережливость, высокое трудолюбие и дисциплинированность с высокой предприимчивостью. Не менее важная черта — склонность к перенятию позитивного опыта. Помогли стране и «капиталистические» части так называемого «большого» Китая — Тайвань и Гонгонг, а также многочисленная китайская диаспора.
Инвестиционная привлекательность Китая такова, что практически все мировые бренды (400 из 500) имеют свои производства в стране, а инвестиции в основной капитал в Китае составляют около 45% от ВВП, тогда как в РФ этот показатель составляет только 20%.
Привлечение частных инвестиций для создания современной рыночной инфраструктуры — автомобильных и железных дорог, энергетики — стало уже традицией.
В целом, экономика Китая представляет собой смешанную систему — многоукладный конгломерат крупных госпредприятий и в основном средних и небольших компаний частного сектора. И там, в отличие от России, не стали поспешно разрушать имеющийся госсектор, а рыночные предприятия создавались заново. Переход к свободным рыночным ценам также проводился постепенно.
Хотя в Китае среди госкомпаний имеются убыточные, ликвидация госсобственности не входит в планы. Основные цели остаются прежними — повышение эффективности.
В Китае существует мощнейшая государственная бюрократия, но если в России коррупция пустила крепкие корни, то в Китае власть жестко спрашивает с чиновников. Сильное китайское государство оказалось способным использовать позитивный опыт активной роли государства, имевшейся в плановой экономике, направив его на активную модернизацию и развитию предпринимательства.
— Какие проблемы имеются в китайской экономике и обществе?
— Это перенаселение, ухудшение экологии, проблемы занятости, социальные и региональные дисбалансы и противоречия, дефицит энергетики, нехватка нефтегазовых ресурсов, проведение политических реформ и обеспечение стабильности.
Несмотря на впечатляющие успехи, ВВП на душу на населения в Китае сравнительно низок — около 5300 долларов по ППС (номинально — 2968 долларов на человека), тогда как в РФ это примерно 15 тысяч долларов.
Низкий уровень дохода на душу населения говорит о пока еще низкой эффективности экономики, расслоении общества, в том числе между городом и деревней, и о слабом вовлечении населения в инновационную деятельность. Для Китая, как для России, характерно региональное неравенство — неразвитость ряда регионов и наличие огромных богатых городов — Шанхай, Гонконг.
— Каково место КНР в мировой экономике?
— Во второй половине 20 века в мире сложилась экономика, в которой поддерживался высокий уровень жизни только в ограниченном кругу развитых стран, использующих свои технологические и экономические преимущества. Сейчас Китай, как «всемирная мастерская», создает производство доступных промышленных и бытовых товаров со значительно меньшим уровнем цен и издержек. Тем самым экономика Китая способствует повышению уровня и качества жизни во всем мире.
В развитых странах, особенно в США, падает занятость в промышленности, рабочие места переходят в Китай и другие развивающиеся страны. Аналогичная ситуация наблюдается даже в отношении других развивающихся стран — экспорт Мексики в США падает, заводы переносятся в Китай. Данные проблемы принимают достаточно серьезный характер — возникают международные противоречия. Под давлением Китая идет дефляция — постоянное снижение цен, диктуемое розничными сетями и поставщиками.
Тем не менее, страны запада сами активно способствовали экономическому развитию Китая. Хотя интеллектуальная собственность иностранных компаний в отраслях высоких и новых технологий составляет до 90%, китайские власти создают нормальные условия для развития собственной интеллектуальной элиты, науки и образования. Ими поставлена задача увеличения уровня «отечественных» инноваций. Китай будет продолжать внешнюю экспансию путем покупки привлекательных, в том числе сырьевых активов. И если экономика США в последние время развивается по сценарию раздувания и сдутия «мыльных пузырей», то экономика Китая показывает высокую конкурентоспособность и динамику непрерывного развития.
— Есть ли Китая своя специфика борьбы с кризисом?
— Сейчас весь мир волнует, справится ли Китай с кризисом. За 2008 год рост ВВП Китая составил достаточно большую величину — 9% (в РФ 5,6%). Многие западные экономисты предполагали, что кризис, приведший к падению мирового спроса ударит по всем экспортно-ориентированным экономикам и поэтому не обойдет и Китай. Действительно, темпы экономического роста Китая в настоящий момент падают, наблюдается рост инфляции, падение экспорта, увеличивается число банкротств, растет безработица. Но у Китая есть огромный внутренний рынок и в отличие от США — огромный простор для развития. В ответ на мировой кризис Китай с целью поддержки внутреннего спроса предложил мощнейшую программу развития инфраструктуры в объеме около 586 млрд долларов до 2010 года.
В числе мер по борьбе с кризисом программы по строительству жилья, поощрения экспорта, активная финансовая политика, снижение налогового бремени. Хотя некоторые западные экономисты смотрят на ситуацию пессимистично, история показывает, что руководство КНР способно не только ставить цели, но и активно их добиваться. И здесь нашей стране есть чему поучиться — Россия также обладает значительными возможностями для развития внутреннего рынка, развития инфраструктуры, дорожной сети, энергетики, жилищного строительства. Важнейшая задача правительства РФ — обеспечить путем активной инвестиционной политики рост внутреннего спроса взамен сокращения внешнего.
— В чем, суммируя, заключаются китайские уроки для России?
— Экономика СССР, несмотря на, возможно, не очень высокую эффективность, занимала по многим показателям ведущие места в мире. В начале реформ в РФ политическое реформирование преобладало перед экономическим. Был взят курс на полномасштабную приватизацию госсектора, а компенсация колоссального спада производства была получена за счет импорта. В результате «реформ» страна превратилась в сырьевой придаток запада. Экономика носит потребительский характер. Экономическая, финансовая и идеологическая зависимость от запада тормозит развитие страны. Щедрый поток нефтедолларов, как и в 70–80-е годы на фоне консервативной экономической политики оказал нам явно «медвежью услугу». В результате отказа от диверсификации наша экономика оказалась наиболее пострадавшей от мирового кризиса, тогда как Китай, построивший инновационно-производственную экономику, продолжает развиваться, имея все возможности для того, чтобы стать мировым лидером. Наша экономика, «укутанная» многочисленными путами, показать себя пока в полной мере не может.
Китай использовал такие инструменты государственной политики, как активная роль государства, тщательное планирование, финансовая стабильность, конкуренция, открытость, импорт технологий, благоприятный инвестиционный климат. В экономике РФ, напротив, на фоне слабого государства сложилась бизнес-среда с низким уровнем конкуренции, неблагоприятным инвестиционным климатом, отчужденностью ресурсов от населения. В России пока не создана система не только краткосрочного – на 5 лет, но и долгосрочного, на 5-20 лет, государственного планирования. Верно лишь одно — нет глобальных идей, нет долгосрочных целей, нет концепций и четкой политики развития. Интересно, что Китай, проводящий постепенные реформы, создал значительно более динамичную экономику, чем Россия, которая «рвалась к рынку», но в очередной раз, как в 19 веке и на закате административной экономики, пришла к модели «раздаточной экономики», не имеющей достаточных внутренних механизмов развития.
«Разруха начинается в головах». Дальнейшее развитие событий в РФ будет зависеть от возможности реализации активных и профессиональных мер правительства по санации кризиса. Время покажет, отойдем ли мы из-за временных трудностей от Стратегии 2020 года, которая могла запустить в РФ механизмы инновационного развития, либо наоборот, именно кризис подвинет нас к активной реальной модернизации экономики и государства. Отступать больше некуда — на другой чаше весов рост социальной напряженности и падение авторитета власти. Нам есть чему поучиться у Китая, он полностью обогнал нас в понимании того, что для развития все средства хороши. Активное развитие и Китая, и России на фоне роста взаимовыгодного сотрудничества будет способствовать процветанию обеих стран и преодолению проблем мировой экономики.