16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.39 / ₽ 8246
  • RTS1163.50
9 ноября 2011, 10:37 Политика
Актуальная тема: Кризис евро

Последняя роль Берлускони: спаситель нации

Лента новостей

Слабость евро, а не слабость итальянского премьера к женщинам стала причиной его неизбежной отставки

Уезжать в дождь хорошая примета? Фото: AP
Уезжать в дождь хорошая примета? Фото: AP

«Италия — единственная в мире мастерская,
которая производит и Берлускони, и Боттичелли».

Беппе Северньини «La Bella Figura.
Путеводитель по итальянскому уму для посвященных»

У Сильвио Берлускони было много причин уйти в отставку, и, как замечает сегодня британская The Daily Telegraph, любой европейский лидер давно лишился бы должности даже из-за малой доли тех скандалов, которые сопровождали итальянского премьера. Но в итоге Берлускони уходит с гордо поднятой головой, как человек, не устоявший перед обстоятельствами непреодолимой силы — европейским экономическим кризисом.

Ранее кризис евро свалил португальского премьера Сократеша, греческого Папандреу, а 20 ноября в Испании состоятся всеобщие выборы, которые поставят крест на карьере Сапатеро. На этом фоне падение итальянского колосса кажется вполне логичным: Берлускони накануне обещал уйти в отставку, как только итальянский парламент примет пакет антикризисных финансовых мер. То, чего на протяжении многих лет тщетно добивались противники Сильвио Берлускони с использованием окружавших его сексуальных и коррупционных скандалов, сделал слабеющий евро.

Принято говорить, что Берлускони, который в послевоенные годы дольше всех итальянских премьеров находился у власти, обязан своим политическим долголетием тем, что он очень импонирует среднему итальянцу. Как пишет автор книги «La Bella Figura. Путеводитель по итальянскому уму для посвященных» Беппе Северньини, «итальянцы предпочитают хорошую внешность хорошим ответам на вопросы».

Сильвио Берлускони с его вылепленным пластическими хирургами лицом римского императора в свои 75 лет прекрасно выглядит и демонстрирует завидную жизненную силу и во время античных по размаху оргий в стиле «бунга-бунга», и в парламенте. Сам себя сделавший миллиардер в костюмах от Brioni (по удивительному совпадению как раз в день, когда Берлускони объявил о своей грядущей отставке, стало известно: компанию, одевающую Берлускони, Путина и Джеймса Бонда, купили французы) был предметом беззлобных по большей части шуток со стороны соотечественников, пока его проказы и забавы не отражались на благосостоянии итальянцев.

Но в понедельник доходность гособлигаций Италии достигла максимума с 1997 года — 6,67%. Во вторник она выросла до 6,73%. Превышение планки в 7% может сделать стоимость финансирования гигантских долгов Италии неподъемной, замечала CNBC. Спред между итальянскими и германскими десятилетними долговыми госбумагами утром в понедельник достиг рекордных за время существования еврозоны 490 пунктов. К середине дня среды спред существенно превысил уровень в 500 пунктов, после которого ЕС начала оказание срочной помощи Португалии.

Как только третья по размерам экономика еврозоны всерьез зашаталась, итальянцы проявили гораздо больше здравого смысла, чем этого ожидали от них прочие европейцы. Во вторник Берлускони лишился большинства в нижней палате парламента (фотокамера зафиксировала, как Берлускони во время голосования что-то записал на клочке бумаги; это были слова «восемь предателей»). В тот же день его главный политический союзник Умберто Босси посоветовал премьеру уйти. Босси, который даже после инсульта не расстался с утопической идеей отделить север Италии и образовать «республику Падания», все-таки не настолько утратил связь с реальностью, чтобы не видеть: дальнейшее пребывание его союзника у власти чревато катастрофой и для богатого итальянского севера и для бедного итальянского юга.

Американская The Wall Street Journal замечает, что из всех политиков, которые стали жертвами европейского экономического кризиса, Берлускони, доминировавший в итальянской политике почти два десятилетия, — самая заметная фигура. Именно это, как ни странно, сделало его особо уязвимым во время кризиса. Берлускони считался противником болезненных реформ, которые предположительно необходимы итальянской экономике, но крайне неприятны для электората. Соответственно уход премьера может считаться сигналом к началу проведения реформ (что еще предстоит доказать). Но рынки это восприняли именно в таком духе: на вечерних торгах евро вырос к доллару, а индекс Dow Jones поднялся на 0,8% до самого высокого за последний месяц уровня.

Современный Нерон

Трудно назвать европейского политика последних двух десятилетий, который бы давал столь обильную пищу таблоидам и политическим карикатуристам всей Европы. Вполне солидная испанская газета El Pais на протяжении многих месяцев держала на главной странице своей электронной версии фотогалерею со скабрезными снимками, сделанными на вилле Берлускони на острове Сардиния. Многочисленные девушки разгуливали по аллеям топлес, а бывший премьер Чехии Мирек Тополанек — так и вовсе в чем мать родила.

А сколько удовольствия мировой общественности доставили косметические операции стареющего миллиардера по пересадке волос и подтяжке век. Глава одной из ключевых стран Евросоюза не стеснялся появляться на публике в бандане, пока не прижились пересаженные с груди волосы. Тщеславная попытка казаться выше своего небогатырского роста заставляла Берлускони носить обувь с хитро встроенными каблуками (впрочем, как говорят, он не единственный из мировых лидеров, кто прибегает к такой невинной хитрости).

Не меньшую славу принесли итальянскому лидеру его неуместные, порой детские, порой до неприличия оскорбительные публичные высказывания. Это ему принадлежит постыдная реплика о «загаре» Барака Обамы. Возможно, таким образом Берлускони пытался дистанцироваться от собственных карикатур, на которых его неизменно изображали бронзовым от круглогодичного загара.

«Его представляли в образе свихнувшегося императора, окруженного танцующими девушками и услужливыми лакеями, эдакого современного Нерона, который празднует, пока Италия в огне», — пишет The Daily Telegraph. Или, как более забористо выразился один итальянских комментаторов, Берлускони — это «помесь между [основателем Playboy] Хью Хэфнером и императором Тиберием».

Предметом насмешек были и сами соотечественники Берлускони, которые с удивительным хладнокровием терпели своего лидера. Возможно, в этом не было никакого особого чуда с учетом того, что годы правления Сильвио Берлускони были в основном эпохой экономического благополучия в Италии. Да и то сказать, до прихода во власть человека, который начинал певцом на круизных судах, а затем с нуля построил многомиллиардную бизнес-империю и новую политическую партию, Италия была одной из тех стран, о которых говорили: «Вам не нравится сегодняшнее правительство — подождите до завтра, и оно сменится».

Сейчас уже забылось, но Берлускони впервые победил на парламентских выборах в 1994 году на волне невиданного коррупционного скандала: полицейская операция «Чистые руки» выявила чудовищное по масштабу сращивание традиционных политических партий с бизнесом и мафией. Берлускони тогда потребовалось всего три месяца, чтобы создать собственную партию, Forza Italia, с которой он, как свежий ветер, ворвался в затхлую келейную атмосферу итальянской политики.

«Партия закончилась»

Как заявил накануне член совета директоров итальянского энергетического холдинга Enel Фернандо Наполитано, кризис евро, в конце концов, вынуждает итальянский правящий класс принимать давно назревшие меры, включая реформу социального обеспечения и трудового кодекса. «Пришло время сказать правду итальянцам, — заявил синьор Наполитано. — И, прежде всего: «Партия закончилась».

Однако согласие Берлускони уйти в отставку, что еще два дня назад он категорически отрицал в своем Facebook, может принести Италии вместо быстрых и радостных перемен долгие месяцы неопределенности. Среди вопросов, на которые пока нет ответа: сформирует ли президент Италии Джорджо Наполитано переходное коалиционное правительство или предпочтет назначить досрочные парламентские выборы (не исключена и комбинация этих двух решений). Вполне очевидно, что сторонники Берлускони, которых все еще достаточно много, будут продавливать вариант с досрочными выборами, что даст им время на перегруппировку сил.

Противники нынешнего премьера желали бы видеть на его месте некую достойную нейтральную фигуру. Но где ее взять? «Все хотят ухода Берлускони, — говорит в интервью WSJ обозреватель Сержио Романо. — Но уверены ли мы в том, что тот, кто придет после него, будет способен лучше решать проблемы Италии? Я не убежден, что ответ на этот вопрос утвердительный».

В любом случае о чем-то конкретном можно будет говорить не раньше следующей недели, когда итальянский парламент приступит к обсуждению пакета антикризисных мер и бюджета на 2012 год. Сильвио Берлускони пообещал европейским лидерам включить в этот пакет реформу трудового кодекса, сокращение социальных выплат и программу приватизации госсобственности. Детали пока неизвестны, и их огласят не раньше следующей среды.

По словам президента Италии, который накануне вечером провел консультации с премьером, Берлускони уйдет после принятия бюджета обеими палатами парламента. «Когда этот долг будет исполнен, премьер-министр направит заявление об отставке», — заверил президент Италии.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию