16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 87.25 / ₽ 8136
  • RTS1174.17
31 марта 2009, 21:53 ФинансыВалюта

Доллар останется резервной валютой

Лента новостей

В преддверии саммита G-20 мировое сообщество обсуждает вопрос о глобальной резервной валюте. В интервью BFM.ru основные вопросы статуса резервной валюты анализирует Ян Рэндолф, экономист IHS Global Insight

Свинья, обклеенная деньгами. Фото: Skrewtape
Свинья, обклеенная деньгами. Фото: Skrewtape

В преддверии саммита Большой Двадцатки мировое сообщество активно обсуждает вопрос о глобальной резервной валюте. На минувшей неделе экспертный комитет ООН по экономике во главе с нобелевским лауреатом Джозефом Стиглицем (Joseph E. Stiglitz) представил ряд рекомендаций относительно финансовой реформы. В том числе была предусмотрена новая система резервной валюты, основанная не на долларе, а на СДР. Такой подход, по мысли комитета, способствовал бы стабильности, экономической устойчивости и равноправию на глобальной арене.

В свою очередь, нынешняя система, по словам Стиглица, неустойчива, сопряжена с дефляцией и несправедливостью: «Развивающиеся страны кредитуют США на триллионы долларов практически под нулевые ставки, тогда как у самих огромные финансовые потребности. Речь идет о чистом трансферте, в пользу США, о форме внешней помощи».

Двухвалютная резервная система была бы еще более нестабильной, поскольку участники рынка переходили бы с евро на доллар и обратно в зависимости от того, какая валюта укрепляется, что только усиливало бы волатильность.

По словам Стиглица, новая система могла бы быть внедрена в течение 12 месяцев. Но реально он не рассчитывает, что все произойдет настолько быстро.

Ранее с предложением об использовании СДР вместо доллара выступил глава Народного Банка Китая Чжоу Сяочуань (Zhou Xiaochuan).

Управляющий директор МВФ Доминик Стросс-Кан (Dominique Strauss-Kahn) заявил, что переговоры о новой резервной валюте являются вполне «законными» и возможны уже в ближайшие месяцы.

Министр финансов США Тимоти Гайтнер (Timothy Geithner) выступил в защиту доллара: «Я считаю, что доллар остается общепринятой резервной валютой в мире. И так, вероятно, будет и впредь в течение долгого времени».

В интервью BFM.RU основные вопросы статуса резервной валюты анализирует Ян Рэндолф (Jan Randolph), экономист аналитической компании IHS Global Insight, глава направления страновых рисков:

«Китай предложил создать новую наднациональную валюту, чтобы уйти от доминирующего статуса доллара (на долю доллара приходится 65% резервов, евро — 25%). И что удивительно (на первый взгляд), США не отвергли эту идею сразу же и готовы ее рассматривать. Китай обеспокоен по поводу стоимости своего огромного долларового портфеля резервов, в особенности после того, как ФРС начала приобретать гособлигации, печатая деньги для прямой покупки госдолга. Это грозит подорвать стоимость доллара в долгосрочном периоде — в результате инфляции и ослабления валюты, что бьет по держателям долларовых активов.

Но эти оковы китайцы отчасти и сами себе устроили — в результате того, что жестко регулировали свою валюту против доллара на таком уровне, при котором происходил массовый рост резервов в долларах за годы торгового профицита. Они хотят диверсифицироваться и заинтересованы в существовании альтернативы доллару, но их действия в этом направлении также будут ослаблять доллар.

Кроме того, они не могут просто стремиться ввести в оборот новую наднациональную валюту. Какого-то прогресса они могут добиться только в том случае, если расширят роль СДР с включением своей национальной валюты, но при этом им придется сделать свою валюту свободно конвертируемой, а значит – отвязать от доллара, то есть отказаться от самой политики валютного курса. США понимают эту логику, именно поэтому они принимают к рассмотрению идеи Китая, показывая, что логически означают эти пожелания.

Может ли какой-то другой инструмент заменить доллар в качестве резервной валюты?

На самом деле нет, по крайней мере, в течение довольно долгого времени. Потребовалось две мировых войны и десять лет (до и после Второй Мировой войны), чтобы на смену британскому фунту стерлингов пришел американский доллар. Такие изменения требуют много времени и происходят только после каких-то действительно фундаментальных сдвигов в относительном статусе экономических держав за довольно продолжительные периоды. То, что доллар является резервной валютой (около 65% всех резервов) — это результат независимых решений каждого отдельно взятого центробанка, на которые не налагалось никаких указаний либо нормативных обязательств извне, ни со стороны МВФ, ни какого-то другого органа. То, что американский доллар был надежным укрытием во время кризиса, явилось результатом множества независимых решений, принимаемых инвесторами на рынках и управляющими центробанков, а не американским правительством и МВФ или каким-либо другим индивидуальным органом.

СДР (специальные права заимствования) — это особая валюта, стоимость которой зависит от стоимости корзины твердых валют и в которой роль доллара по-прежнему самая важная. СДР «имеет обращение» среди центробанков и в МВФ, но не за пределами этих кругов. СДР — средство, наиболее приближенное к реальной глобальной валюте, выпускается МВФ для стран-участниц в соответствии с их квотами, которые, в свою очередь, зависят от размеров экономики соответствующего государства (ВВП).

Основная идея СДР в том, что правительства стран-участниц могут с их помощью рассчитываться по международным сделкам и урегулировать задолженность перед другими государствами. Таким образом, СДР выступает в роли международной валюты в тех случаях, когда у правительств ограниченные ресурсы долларов, евро, иены, швейцарских франках и т.д. Цель системы — поддерживать уровень международной торговли, даже если государства сталкиваются в краткосрочном периоде с сокращением платежного баланса. В современных условиях эта валютная квота СДР особенно полезна для развивающихся стран, у которых время от времени может возникать дефицит иностранной валюты (твердых валют), в особенности сейчас, когда многие более слабые развивающиеся экономики сталкиваются с сокращением экспорта сырья и снижением валютных резервов.

Последние предложения в рамках Большой Двадцатки — очень разумная и грамотная идея о том, чтобы либо увеличить объем размещения СДР в целях поддержки торговли и торгового финансирования в развивающихся странах, либо позволить развивающимся рынкам заимствовать у более состоятельных стран-участниц МВФ (которые едва ли и вовсе используют эти ресурсы). Такие меры могли бы фактически увеличить валютные резервы за счет более активного использования СДР в качестве нового средства международной торговли и погашения долга, помимо доллара, иены, евро и т.д., также в процессе содействуя росту внешней торговли, которая сейчас сокращается на 10%. Тем не менее, маловероятно, что расширение доступа к СДР превратит это средство в некое подобие международной резервной валюты наряду с долларом, иеной, евро, потому что СДР представлена только как «денежная» валюта, как ликвидное средство, при этом нет номинированных в ней облигаций или акций, которые мы могли бы покупать. Поэтому потенциальная роль СДР в качестве резервной валюты, по сути, ограничена и такое средство может быть использовано только для целей обеспечения ликвидности, а не для инвестиций (чего в конечном итоге хотят китайцы)».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию