Н. Рубини: Выход из Еврозоны и возвращение к национальной валюте — единственная альтернатива разрешению кризиса
Лента новостей
Нуриэль Рубини одним из первых начал говорить о развале зоны евро. В эксклюзивном интервью Business FM он разъяснил, почему не верит в нынешние рецепты спасения еврозоны
Знаменитый американский экономист Нуриэль Рубини одним из первых начал говорить о развале зоны евро. В эксклюзивном интервью Business FM он разъяснил, почему не верит в нынешние рецепты спасения Еврозоны.
Business FM: Вы считаете, что распад Еврозоны почти неизбежен. А если Европейский центробанк напечатает триллионы евро и выкупит плохие долги, это спасет Еврозону?
Рубини: Если Европейский центробанк начнет скупать неограниченное количество гособлигаций Италии, Испании и других проблемных стран, возможно, тогда риски распада Еврозоны будут меньше, но, на мой взгляд, такая вероятность близка к нулю. Во-первых, потому что ЕЦБ не хочет рисковать, бесконечно скупая бросовые облигации и делая свой портфель неликвидным. Во-вторых, потому что это нарушает законы Евросоюза, и его привлекут к суду. Проблемы периферийных стран надо рассматривать на корню. Сейчас это и отсутствие роста, и недостаток конкурентоспособности, плюс огромный бюджетный дефицит. А если они сейчас введут жесткую бюджетную политику, это приведет к еще большему падению. В ответ оставшаяся Европа должна будет проводить политику стимулирования, а ЕЦБ снижать ставки. Все это неизбежно приведет к ослаблению евро и росту инфляции. Этого категорически не хочет Германия, которая очень держится за уровень инфляции меньше двух процентов и за стабильный евро. Вряд ли ЕЦБ сможет спасти всех и каждого.
Business FM: Как вы думаете, те жесткие антикризисные меры, которые принимает руководство проблемных стран, это выход из кризиса или наоборот его углубление?
Рубини: Ни для кого не секрет, что сейчас многие экономики переживают большой бюджетный дефицит. Поэтому необходима строгая финансовая дисциплина. Да, конечно. Но я не исключаю, что предпринятая ЕЦБ И МВФ помощь периферийным странам, которая предлагается в краткосрочной перспективе, может только еще больше всех затянуть в рецессию. Если вы повышаете налоги, сокращаете бюджетные расходы, не создаете рабочих мест, а, наоборот, всех увольняете, то все это только будет провоцировать сокращение ВВП. Конечно, в такой ситуации дефицит бюджета будет все выше и выше. Прибавьте к этому социальные протесты. В Европе сейчас все говорят о бюджетной дисциплине, и никто не говорит о том, как восстановить рост. А на самом деле, вся Европа, не только периферия, стоит на пороге рецессии, она, на мой взгляд, неизбежна. А если не восстановить рост, бессмысленны и все остальные меры.
Business FM: Что лучше для проблемных стран Еврозоны – жесткая экономия и сохранение евро или дефолт и выход из него?
Рубини: Выход из Еврозоны и возвращение к национальной валюте - это на сегодняшний день пока единственная альтернатива разрешению кризиса. Да, это будет страшный шок. Будет девальвированная национальная валюта, будет дефицит торгового баланса, будут банкротства банков. Но многие развивающиеся страны как раз прошли через это и вышли на путь роста. Так что надо понять, что лучше. Находится в бесконечной стагнации или, все-таки, пусть и тяжело, но выбираться из нее и вставать на медленный путь роста? В течение последующих пяти лет такой вариант решения проблемы будет становиться все более очевидным.
Business FM: В Европе кризис, а Россия, безусловно, зависит от состояния европейской экономики. Но также влияет на нас и Китай. Какой из этих факторов будет сильнее?
Рубини: Безусловно, если экономическая ситуация в Европе ухудшится, то все риски придут оттуда. Экономики сильно завязаны на торговых отношениях. И если кризис в Европе будет развиваться так же неуправляемо, как сейчас, все это будет похоже на 2008 год с падением цен на нефть и выводом капитала. Китайский рост лишь частично смягчит для России внешнюю конъюнктуру. Следующий вопрос, а насколько рост в Китае будет устойчивым? На мой взгляд, если Китай в ближайшее время не изменит модель своего роста, а сейчас она основана на экспорте, и очень мало на внутреннем спросе, то через несколько лет его может ждать жесткая посадка. Я говорю – может, потому что у Китая еще есть время для маневра.
Business FM: Китайская валюта может стать в краткосрочной перспективе резервной валютой? Или на это потребуется больше времени?
Рубини: Действительно, такой вопрос активно обсуждается на Ближнем Востоке. Китайцы предлагают расплачиваться за нефть юанями. И там, если не согласились с этим прямо сейчас, то считают эту тему открытой. И таким образом процесс может начаться уже в ближайший год. У экспортеров нефти положительный баланс в торговле с Китаем, поэтому для них вопрос, а что им делать с накопленными юанями, ведь это не свободно конвертируемая валюта. Но там ищут замену доллару при оплате нефти. Интерес к недолларовым активам действительно есть, в том числе и в странах Латинской Америки и у ближайших (азиатских) соседей Китая. Но для того, чтобы процесс пошел, Китаю предстоит ослабить ограничения на движение валюты через границы и сделать рынок ценных бумаг более ликвидным. В ближайшие годы китайский юань начнет играть значительную роль, хотя и, не думаю, что он сможет полностью вытеснить доллар.
Business FM: Что несет больше рисков сегодня — доллар или евро?
Рубини: Скорее, евро сейчас опаснее. Ведь проблемы еврозоны усугубляются с каждым днем. Мы видим и много других рисков, в частности, геополитическую нестабильность на Ближнем Востоке, которая также оказывает влияние на мировую экономику. Но откуда бы они не исходили, эти риски достаточно высоки, экономика нестабильна, в итоге люди прекращают вкладывать в евро. В данном случае, они обращаются к доллару и вкладывают по-прежнему в американские казначейские бумаги. Потому что это менее рискованно. Но это вовсе не означает, что проблем с долларом вообще нет. Но в сравнение с евро, он более безопасен. Простыми словами, приходится выбирать меньшее из зол.
Если США, у которых сейчас также весьма серьезные финансовые проблемы, не смогут найти способа разрешить их, это может сильно повлиять на доллар впоследствии. И тогда те страны, (среди них Россия, Китай, Бразилия, Индия, Ближний Восток), которые завязаны на этой валюте, могут от нее начать отказываться. Но пока евро остается в критическом положении, они будут использовать доллар.
Business FM