16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
21 ноября 2011, 10:29 НедвижимостьПолитика
Актуальная тема: Кризис евро

Мариано Рахой получил «горячий утюг» власти в Испании

Лента новостей

Оппозиционная Народная партия одержала рекордную в своей истории победу на выборах в Испании, рынки в Европе отреагировали падением

Красное вино с этикетками с портретом кандидата оппозиции стали продавать в Барселоне еще за несколько дней до выборов.  Фото: AP
Красное вино с этикетками с портретом кандидата оппозиции стали продавать в Барселоне еще за несколько дней до выборов. Фото: AP

То, что произошло дождливым воскресеньем 20 ноября, зеркально отражает события семилетней давности, когда правящая Народная партия была разгромлена социалистами — не в последнюю очередь, из-за кровопролитного теракта на мадридском вокзале Аточа, унесшего жизни почти 200 человек. Потрясенная страна сочла, что в теракте косвенно виноваты правые, вызвавшие ненависть Аль-Каиды участием в оккупации Ирака совместно с американцами. Первое, что сделал новый премьер-социалист Родригес Сапатеро: вывел испанский контингент из Ирака.

В воскресенье правящая социалистическая партия с треском проиграла всеобщие выборы . За три десятилетия своего существования в постфранкистской Испании соцпартия никогда не получала таких плохих результатов. По итогам досрочных выборов, социалисты получат лишь 110 мест из 350 в парламенте, в то время как правая оппозиция, Народная партия, — 186. В истории Народной партии это лучший результат.

Реакция рынков в Европе на победу Народной партии была скептической, В Лондоне FTSE 100 к 14.00 мск упал более чем на 2%, в Мадриде испанский индекс IBEX 35 показал снижение на 1,95%. DAX во Франкфурте снизился на 2,33, французский CAC 40 — на 2,4%. Британская газета The Daily Telegraph пишет, что инвесторы, таким образом, выражают недоверие к тому, сможет ли новое правительство решить срочные экономические проблемы, стоящие перед страной.

Оппозиция настолько не сомневалась в своей победе, что даже заказала партию красного вина с портретом своего лидера на этикетке. Вино продавалось по бросовой цене в 5 евро среди сторонников Мариано Рахоя под занавес предвыборной кампании.

56-летний Мариано Рахой — профессиональный юрист, сын и внук видных испанских юристов. Начинал карьеру нотариусом, став в 24 года самым молодым нотариусом Испании. Во время предыдущего восьмилетнего правления Народной партии (1996-2004 гг) занимал ряд министерских постов — от министра культуры до главы МВД и заместителя премьер-министра. В 2003 возглавил Народную партию.

Потребовался не менее разрушительный, чем теракт, экономический кризис в Испании, чтобы сделать неудачником в общем-то вполне успешного политика Родригеса Сапатеро: под давлением оппозиции он назначил досрочные выборы, на которых у его партии не было ни малейших шансов на победу.

Первое, что сделал минувшей ночью лидер Народной партии и будущий премьер Мариано Рахой, — попытался занизить ожидания соотечественников: «Не будет чудес. Мы их не обещали». Справедливости ради следует заметить, что г-н Рахой вообще высказывался о своих планах по выходу из кризиса чрезвычайно расплывчато, на что указывали не только его политические соперники, но и бизнес-аналитики, без особого энтузиазма воспринимавшие приход к власти Народной партии.

Впрочем, справедливо и то, что именно во время предыдущего периода правления Народной партии в Испании проводилась жесткая финансовая политика, заложившая основы последующего экономического бума, который, в свою очередь, завершился крахом при социалистах.

За четыре дня до выборов действующий кабинет министров скорректировал собственный прогноз темпов роста ВВП на текущий год. Как сообщала газета El Mundo, он составит не 1,3%, как утверждало правительство, а 0,8%.

40 лет на распродажу наследия бума

В «нулевые» годы Испания сделалась европейской здравницей — не только в том смысле, что в стране с населением в 40 с небольшим миллионов человек количество иностранных туристов превышало 50 миллионов. Британцы, немцы, голландцы, русские — все стремились обзавестись в Испании вторым домом или квартирой. Это породило колоссальный строительный бум, радостно поддержанный испанскими банками, которые выдавали льготные кредиты, не особенно заботясь о перспективах их возврата.

В Испании целое поколение стало жертвой этого безумия. 40% населения не самой богатой на свете страны обзавелись вторым или даже третьим жилищем, в кредит, естественно. По окончании средней школы молодежь не стремилась поступать в университеты. Работа на стройке давала достаточный заработок, чтобы претендовать на банковский кредит.

Теперь в Испании безработица, по разным данным, составляет от 21 до 22,6% (среди молодежи она вдвое выше). Самое печальное заключается в том, что тысячи молодых испанцев, пожертвовавших высшим образованием во имя материального благополучия, остались и без работы, и без квалификации.

Лопнувший пузырь стал тяжелым ударом для риелтерского бизнеса и строительной индустрии. По данным агентства Bloomberg, купленные во время бума участки под строительство и неоконченные жилые объекты смогут быть распроданы не раньше, чем через 40 лет.

Цены на недвижимость в Испании упали на 28% по сравнению с пиком апреля 2007 г., сообщает риелтерский сайт Fotocasa.es. Цены на земельные участки в провинциях Луго, Ла Корунья и Мурсия упали более чем на 60%, в Бургосе — почти на три четверти, по сведениям испанского правительства. Цены на недвижимость, по оценкам, которые приводит Bloomberg, в ближайшие два-три года упадут еще на 15-20%.

Как говорит аналитик Nomura Holding Дараг Куинн, «если бы существовали объективные критерии оценки недвижимости в Испании, каждому испанскому банку потребовались бы дополнительные ресурсы».

Но и имеющихся данных вполне достаточно, чтобы оценить масштабы проблемы. Из 308 млрд евро жилищных кредитов половина является «проблемными» — это оценка Банка Испании. С началом кризиса банки получили недвижимость, значительная доля которой, — по оценке Banco Santander, стоимостью не менее 30 млрд евро, — вообще не может быть продана. Ряд испанских экспертов утверждает, что кризис уничтожит мелкие и средние банки в стране, выжить смогут лишь четыре крупных испанских банка.

Банковская индустрия будет испытывать повышенное давление с приходом к власти в Испании Народной партии: Мариано Рахой в своих предвыборных выступлениях делал особый акцент на «наведение порядка и реструктуризацию» именно в банковской сфере.

«Главный враг — безработица»

В своем первом обращении к нации в качестве главы победившей на выборах партии Мариано Рахой заверил соотечественников, что ожесточенная борьба, которая велась до 20 ноября, на этом завершается: «У меня не будет других врагов, кроме безработицы, дефицита, избыточного долга и стагнации».

Действительно, по уровню безработицы Испания обогнала все страны еврозоны. Не случайно, что именно в Испании появилось массовое движение Los Indignados, «Возмущенные», которое сыграло огромную роль в провале попыток социалистического правительства наладить диалог с обществом на фоне жестких экономических мер по снижению бюджетного дефицита. Los Indignados стали моделью, которой впоследствии воспользовались в других странах, — в частности, движение «Захвати Уолл-стрит».

Газета The Financial Times напоминает, что правительство Сапатеро в Испании стало уже пятым в еврозоне, которое оказалось сметено кризисом суверенного долга. Ранее аналогичная судьба постигла власти Ирландии, Португалии, Греции и Италии. Первые три из них уже были вынуждены прибегнуть к унизительному механизму срочной финансовой помощи со стороны ЕС и МВФ.

Тревожной тенденцией последних недель стало то, что даже политические изменения в странах с проблемной экономикой не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение рынков. Так, в Италии после ухода в отставку Сильвио Берлускони и формирования правительства во главе с компетентным экономистом Марио Монти доходность гособлигаций продолжала расти и достигла критического уровня в 7%. То же самое происходило в последние дни в Испании, хотя никто не сомневался в падении правительства социалистов на выборах, пишет FT.

Когда-то Григорий Явлинский привел яркое сравнение власти с утюгом, объясняя, отчего он и другие тогдашние политики не стремились на рубеже 90-х годов взять ответственность за судьбы страны на себя: «Власть сейчас — как горячий утюг», — сказал тогда лидер «Яблока». Нет никакого сомнения в том, что власть в Испании, доставшаяся лидеру Народной партии, раскалена добела. Что лишает его времени на раскачку и делает цену каждого конкретного решения особенно высокой.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию