Россия может открыть свое небо
Лента новостей
Двум иностранным авиакомпаниям могут разрешить осуществлять перевозки внутри России. Эксперты опасаются, что таким образом может быть создан опасный для российских компаний прецедент, так как они не могут конкурировать с зарубежными авиаперевозчиками
Российские власти рассматривают возможность выдачи разрешения иностранным компаниям на перелеты внутри страны. Пока речь идет только о рейсах, которые доставляют к месту назначения хоккейные команды — с такой просьбой обратилась к властям континентальная хоккейная лига (КХЛ).
Как пишут «Ведомости», Минтранс подготовил проект распоряжения правительства, который 1 декабря был направлен на согласование в Росавиацию. В сопроводительном письме директор департамента Минтранса Владимир Тасун просит руководителя ведомства Александра Нерадько по возможности согласовать документ в «возможно короткий срок». Если документ будет принят, авиакомпании смогут выполнять перевозки внутри России в течение года.
Речь идет о двух авиакомпаниях — чешской Holidays Czech Airlines и латвийской Air Baltic. Holidays Czech Airlines является официальным перевозчиком словацкого «Льва», а Air Baltic — рижского «Динамо». Обе команды играют в КХЛ.
Holidays Czech Airline является дочерней компанией Czech Airlines, осуществляющей чартерные рейсы в Турцию, Грецию и Испанию. Флот авиаперевозчика состоит из четырех новых самолетов со средним возрастом 11 лет.
Air Baltic — латвийская национальная авиакомпания, осуществляет большинство полетов из Риги. Флот авиаперевозчика насчитывает 34 самолета.
Вице-президент по корпоративным коммуникациям AirBaltic Янис Ванагс сообщил BFM.ru: компания получила предварительное подтверждение, что ей разрешат перевозить хоккеистов КХЛ на внутрироссийских рейсах. «AirBaltic станет первой компанией Евросоюза, получившей подобное разрешение. Две недели назад мы уже получали уникальное разрешение перевозить между городами России хоккеистов рижского «Динамо». Об объемах перевозок говорить пока рано, сначала нужно получить официальное подтверждение», — рассказал Ванагс.
Официального перевозчика хоккейная лига начала искать после авиакатастрофы под Ярославлем в сентябре 2011 года, в результате которой погибла команда «Локомотива».
В настоящее время на статус официального авиаперевозчика КХЛ претендует «Аэрофлот», однако представители Лиги сомневаются, что смогут обойтись услугами только российского перевозчика. Не исключено, что КХЛ хочет выбрать иностранные компании также из-за меньшей стоимости их услуг.
Президент КХЛ Александр Медведев рассказал ранее в интервью «Советскому спорту», что пока каждая команда лиги сама выбирает перевозчика. Но после трагедии под Ярославлем КХЛ решила выбрать одну авиакомпанию, которая будет доставлять команды на матчи. Медведев сообщил, что лига рассматривает все предложения «на предмет соотношения возможностей авиакомпаний, качества и цены».
«Аэрофлот» видит каботаж и саботаж
В отличие от Евросоюза, где действует принцип «открытого неба» (авиакомпания может летать, не обращаясь за разрешениям к регуляторам стран), полеты в Россию осуществляются только после двустороннего соглашения о воздушном сообщении. По мнению ряда экспертов, если бы Россия «открыла небо», отечественные компании не выдержали бы конкуренции.
При этом, как считает аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин, если российские власти действительно допустят иностранные авиакомпании к перевозкам внутри страны, то это пойдет на пользу гражданской авиации внутри страны.
«Во-первых, такая мера может подтолкнуть отрасль в целом к более активному развитию «открытого неба». Во-вторых, этот прецедент будет стимулировать российские авиакомпании повышать качество услуг», — сказал BFM.ru эксперт.
Но есть и минусы. По мнению Маркина, отечественные компании еще не способны успешно конкурировать с зарубежными коллегами. «В данной ситуации, главное, чтобы авиаоператоры не отыгрывались на простых пассажирах, а боролись за рынок», — отмечает он.
Между тем, в «Аэрофлоте» выступают против возможности допуска иностранных авиакомпаний к перевозкам внутри России. «Это каботаж (авиаперевозки внутри одной страны — BFM.ru), который запрещен во всех цивилизованных странах с развитой авиаотраслью. Это допускается лишь в странах третьего мира», — заявил «Ведомостям» их источник в «Аэрофлоте». От официальных комментариев авиакомпания воздерживается, сообщили BFM.ru в департаменте по связям с общественностью «Аэрофлота». .
Главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий согласен, что формально перелеты двух сотрудничающих с КХЛ иностранных компаний внутри России можно назвать каботажем, однако, по сути, они таковыми не являются.
«Здесь идет речь о неком корпоративном сегменте, который находится на стыке деловой авиации, какой же это каботаж? Это не может быть массовым явлением. Другое дело, если бы на эти рейсы продавались билеты. А так, я считаю, что никаких серьезных последствий для российских компаний не будет», — сказал Синицкий BFM.ru.
Президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов отмечает, что возмущение представителей «Аэрофлота» вполне закономерно: «Дело в том, что каботажные перевозки всеми государствами мира тщательно защищаются, потому что это внутренний рынок. Вообще, этот вопрос очень важен в социально-экономическом плане, и то, что сейчас принимается такое решение, это прецедент».
По словам Смирнова, политика властей не способствует развитию гражданской авиации в России. Из-за этого такие прецеденты и возникают: «Нас не очень правильно ориентирует наш президент [Дмитрий Медведев — BFM.ru], он критикует наличие очень большого количества компаний. А вот Обама [президент США — BFM.ru] не критикует почему-то количество компаний в США, где их тысячи. Для сравнения, у нас их сто с небольшим. И все равно нам преподносят ситуацию так, что якобы в безопасности полетов виновато большое количество компаний. Это абсолютно неправильно, наоборот, рынок предполагает увеличение количества игроков. Чем больше игроков, тем больше конкуренции, тем лучше для нас с вами, потребителей. Это железобетонный закон рыночной экономики».
Стоит отметить, что в конце ноября этого года глава Минтранса Игорь Левитин заявил, что ведомство выступает против широкого использования режима «открытого неба» в российских аэропортах.
«Мы не являемся страной, в которой надо вводить технологию «открытого неба». Мы защищаем российские авиакомпании, которые не смогут в конкурентной борьбе быть лучше зарубежных», — признался он. При этом Левитин отметил, что режим «открытого неба» может быть введен во Владивостоке к саммиту АТЭС, который пройдет в 2012 году.