16+
Воскресенье, 20 июня 2021
  • BRENT $ 73.22 / ₽ 5334
  • RTS1646.72
13 декабря 2011, 15:28 ОбществоСМИ
В фокусе: Запрос дня от Google

«Испорченный» бюллетень привел «Коммерсантъ» к отставкам

Лента новостей

Публикацию фото с нецензурным выражением в адрес Владимира Путина владелец «Коммерсанта» Алишер Усманов счел мелким хулиганством и уволил главреда «Коммерсантъ-Власти» Максима Ковальского и гендиректора «Коммерсантъ-Холдинга» Андрея Галиева

Владелец ИД «Коммерсантъ» Алишер Усманов усмотрел мелкое хулиганство в публикациях журнала «Коммерсантъ-Власть». . Фото: РИА Новости
Владелец ИД «Коммерсантъ» Алишер Усманов усмотрел мелкое хулиганство в публикациях журнала «Коммерсантъ-Власть». . Фото: РИА Новости

Серьезные кадровые перестановки произошли в ИД «Коммерсантъ». Владелец издательского холдинга Алишер Усманов отправил в отставку главного редактора журнала «Коммерсантъ-Власть» Максима Ковальского и генерального директора ЗАО «Коммерсантъ-Холдинг» Андрея Галиева. Генеральный директор издательского дома Демьян Кудрявцев сам подал в отставку. Увольнения в ИД «Коммерсантъ» стали сегодня одной из самых запрашиваемых тем в поисковой системе Google.

Причина увольнения Ковальского и Галиева — публикация ряда материалов в последних номерах журнала «Коммерсантъ-Власть», сообщает Gazeta.ru. «Эти материалы граничат с мелким хулиганством», — объяснил Алишер Усманов, не исключив возможности обращения в суд за их публикацию с иском к Максиму Ковальскому.

Максим Ковальский и Андрей Галиев начали работу в «Коммерсанте» в начале 1990-х. Ковальский был главным редактором журнала с 1999 года. Андрей Галиев назначен гендиректором «Коммерсантъ-Холдинга» в 2007 году. Демьян Кудрявцев занимает должность гендиректора издательского дома «Коммерсантъ» с января 2006 года.

Последний номер журнала «Коммерсант-Власть» вышел накануне, 12 декабря. Темой номера стали выборы в Госдуму 4 декабря. На обложке была опубликована фотография Владимира Путина, опускающего бюллетень в избирательную урну. Заголовок на обложке гласил «Победа единовбросов».

Основные материалы номера посвящены фальсификациям на выборах. В заглавном материале — на семи страницах — говорится о том, что эти выборы показали потерю доверия к партии власти. Обозреватели издания полагали, что ослабление позиций «Единой России» может привести к новому «закручиванию гаек». Вопрос недели в номере звучал так: «Сколько им накинули?». На странице с вопросом опубликована карикатура на главу ЦИК Владимира Чурова.

Журналисты подготовили материал и о том, как проходили выборы там, где административный ресурс (в его использовании в предвыборный период обвинялись несколько членов партии «Единая Россия») ослаблен или отсутствовал. В частности, в статье под названием «Яблочный пуй» речь идет о том, как проходили выборы в Лондоне. Ее сопровождают фотографии, в том числе с нецензурным выражением в адрес лидера партии «Единая Россия» Владимира Путина, написанным на избирательном бюллетене.

Фото экрана сайта kommersant.ru

Сегодня днем фото с испорченным бюллетенем с сайта «Коммерсанта» убрали, но сама статья и другие фотографии остались. Позднее вместо этой фотографии появился текст с извинениями руководства ИД перед читателями и партнерами.

Максим Ковальский не считает, что вышел за пределы этики, об этом он рассказал Русской службе Би-би-си. «Перед нами был документ — фотография бюллетеня — который показывал, что на выборах были допущены нарушения. Этот бюллетень, который был опущен в Лондоне, там напротив партии «Яблоко» в клеточке стоял крестик, а напротив других партий не стояло ничего. По российскому закону этот бюллетень должен был быть признан действительным вне зависимости от того, были там надписи или нет. … То, что написано что-то про Путина... Там могло быть написано про Микки-Мауса. Важно, не что написано, а то, что он признан недействительным, — пояснил он и привел в пример газету Figaro. «Там фотография: человек из Гваделупы идет и несет фотографию «F... Sarco». И такого рода фотографии в агентствах по всему миру — можно поставить любую фамилию». Максим Ковальский считает, что проблема кроется не в лексике, а в ее сочетании с фамилией. «Я считаю, что за пределы этики, к которой я всегда очень внимателен, я не вышел и нарушений не допустил», — подчеркивает Ковальский.

Генеральный директор ИД «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев подал в отставку. Его заявление будет рассмотрено на ближайшем собрании акционеров, сообщил он в своем блоге в «Живом журнале». Решение будет принято после утверждения бюджета ИД будущего года, говорится в сообщении Gazeta.ru. В интервью радиостанции «Эхо Москвы» Кудрявцев заявил, что генеральный директор отвечает за все. А ситуация, сложившаяся при выпуске последнего номера «Власти» недопустима.

В своем блоге Кудрявцев принес извинения читателям и партнерам за то, что при выпуске 49-го номера журнала «Власть» «были нарушены внутренние процедуры и правила Издательского Дома «Коммерсантъ», стандарты профессиональной журналистики и законодательство Российской Федерации». «Руководство Издательского Дома сожалеет об этом и приносит свои извинения читателям и партнерам», — говорится в сообщении.

Источник «Эха Москвы» в ИД утверждает, что отставка Кудрявцева принята не будет. На момент подготовки материала Демьян Кудрявцев был недоступен для комментариев.

Главный акционер издательского дома Алишер Усманов (является владельцем «Коммерсанта» с 2006 года) уже давно был недоволен политикой редакции, сообщила заместитель главного редактора журнала «Коммерсантъ-Власть» Вероника Куцылло в интервью «Эху Москвы». В Facebook она написала, что намерена подать заявление об уходе.

Вероника Куцылло в числе прочих подписала заявление членов Московской хартии журналистов, которое было обнародовано сегодня. В заявлении говорится о цензуре в журналистской среде и содержится призыв к коллегам не бояться рассказывать правду «не только тогда, когда вам это разрешают».

«Тем, что вы скрываете правду, тем, что вы соглашаетесь лгать и клеветать по приказу, тем, что вы трусите, — вы с каждым днем увеличиваете опасность трагического разворота событий. Будьте честными сами, защитите правду и честных людей, и, честные люди защитят вас», — говорится в заявлении. — Мы обращаемся и к гражданам России, для которых свобода слова — не пустой звук. Поддержите журналистов, говорящих, пишущих, снимающих правду. Если общество не защитит журналистов, то журналисты не смогут защитить общество».

«Есть ощущение, что в условиях, когда власть стала в большей степени опасаться своего народа, усиливается давление на прессу», — пояснил BFM.ru Александр Гольц, заместитель главного редактора «Ежедневного журнала», который тоже поставил свою подпись под этим заявлением. Увольнения в «Коммерсанте» он называет ущемлением свободы. «Я ежедневно читаю большое количество газет. Газетные страницы полны нецензурной лексики. И никого это совершенно не смущает. Стало быть, конфликт связан с тем, что тут нецензурная лексика была применена непосредственно к Путину Владимиру Владимировичу», — рассказал он BFM.ru.

«Если бы на бюллетене была надпись про Явлинского, Навального или Зюганова — были бы редакторы уволены?», — пишет в своем микроблоге в Twitter главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов. Правда, он утверждает, что сам не стал бы публиковать фото бюллетеня. «Если уже [напечатано], то я бы извинился перед читателями сл.номера», — пишет Венедиктов. «Я бы оштрафовал выпускающего или кого угодно на месячный оклад. Реакция АБУсманова кажется мне неестественной реакцией издателя» (орфография и пунктуация автора сохранены).

Всеволод Богданов, председатель Союза журналистов, называет произошедшее «большой драмой, которая толкает на серьезные размышления». Он не исключает, что сообщения о том, что владелец издания вмешивается в редакционную политику, может отрицательно сказаться на тиражах издания и, в конечном счете, приведет к убыткам самого владельца. Также он предположил, что политика ИД будет меняться. «Все будет более аккуратным в оценках, формировании контента», — говорит Богданов.

«Я думаю, что мы все сегодня совершаем одну большую ошибку в России, потому что на медийном пространстве есть два вида деятельности: журналистика и медийный бизнес, — рассказал он BFM.ru. — Если говорить о нормальной стране, там никогда медийный бизнес не будет ломать журналистику, потому что если сломана журналистика, то падает тираж, рейтинг. И бизнес только теряет. Владелец остерегается вмешиваться. Но сегодня владелец осуществляет цензуру, сомнений нет».

Один из основателей «Коммерсанта», глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский так прокомментировал радиостанции Business FM увольнения в издательском доме: «У меня нет никакого сомнения, что это связано с их предвыборной линией, в общем и целом недружественной Кремлю. … Думаю, скоро обнаружат, что повсюду собственником прямо или косвенно является государство. Главное сегодня, что возникла новая среда — переплетение социальных сетей и политических, и гражданских. Она чрезвычайно раздражает руководство страны, и этими узлами хотят овладеть, заодно с самими средствами массовой информации».

Добавим, это не первый случай увольнений в СМИ за информационный контент, связанный с прошедшими выборами. 30 ноября, за четыре дня до выборов, из Gazeta.ru уволился первый заместитель главного редактора издания Роман Баданин. Свое решение он объяснил тем, что с сайта был снят баннер «Карты нарушений», в которой фиксировались предвыборные нарушения. Издание делало этот проект совместно с ассоциацией «Голос».

Тогда главный редактор Gazeta.ru Михаил Котов объяснил BFM.ru, что баннер снят исключительно по коммерческим причинам. По его словам, маркетинговая служба решила заменить баннер интерактивной карты нарушений на выборах на коммерческий. Позднее Котов был вызван в Роскомнадзор, где ему вручили протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст 5.5 КоАП (нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов).

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию