16+
Вторник, 16 апреля 2024
  • BRENT $ 90.08 / ₽ 8474
  • RTS1155.46
20 декабря 2011, 12:54 Авто

«Домодедово» хочет продаться

Лента новостей

По неофициальной информации, аэропорт «Домодедово» выставлен на продажу. Собственники аэропорта спешат воспользоваться «информационным затишьем», чтобы выйти из актива

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Владельцы «Домодедово» поручили Goldman Sachs поиск покупателя на крупнейший по пассажиропотоку российский аэропорт, сообщают информационные агентства со ссылкой на источники в отрасли. Именно этот банк был назначен лид-менеджером их IPO, поясняют источники близкие к продавцам. Однако не сообщается, аэропорт продается полностью или лишь доля в нем.

Представители «Домодедово» новость не комментируют, ссылаясь на «отсутствие людей, компетентных прокомментировать данный вопрос».

ЗАО «Международный аэропорт «Домодедово» основано в 1992 году на базе одноименного комплекса активов. Базой аэропорта являются две взлётно-посадочные полосы, параллельные друг другу. В состав аэропорта также входят аэровокзал, топливный и грузовые комплексы, службы обслуживания и управления воздушных судов и сопутствующей инфраструктурой.

Слухи о продаже аэропорта появились еще в мае. Тогда, по неофициальной информации, 25% актива намеревался приобрести экс-министр энергетики Игорь Юсуфов. По данным газеты «Ведомости», он был готов выкупить блокпакет примерно за 1 млрд долларов и урегулировать конфликт с властями.

Под прессом

Дело в том, что после теракта в «Домодедово» в январе этого года федеральные власти возложили ответственность за недостаточные меры безопасности на руководство аэропорта. Они обвинили «Домодедово» в непрозрачной структуре владения: ни тогда, ни позже прокуратура и Счетная палата не могли установить бенефициаров аэропорта.

Вечером 30 июня в управляющих компаниях аэропорта «Домодедово» прошли масштабные обыски, в рамках которых были изъяты документы. По официальной версии СК, мероприятия проводились в рамках расследования уголовного дела о необеспечении сотрудниками и руководителями аэропорта безопасности пассажиров.

Параллельно руководство «Домодедово» вело подготовку к IPO. Предполагалось, что группа разместит свои акции на Лондонской фондовой бирже, эмитентом бумаг должен был выступить офшор DME Limited, зарегистрированный на острове Мэн. Тогда же в проспекте к размещению значилось, что единственным владельцем аэропорта является Дмитрий Каменщик.

Однако впоследствии руководство компании приняло решение отказаться от размещения, а Каменщик в дальнейшем позиционировал себя как консультант представительства в РФ офшорной компании «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед», зарегистрированной на том же острове Мэн.

Список потенциальных претендентов

Активным развитием аэропортовых холдингов сейчас занимаются группы «Базовый элемент» Олега Дерипаски и «Ренова» Виктора Вексельберга. «Мы активом [«Домодедово»] не интересуемся», — заявили BFM.ru в пресс-службе «Базэла». Представители «Реновы» на запрос не ответили.

У государства тоже есть свои интересы в этом сегменте рынка. Так, в марте премьер Путин принял решение о создании объединенного комплекса аэропортов Москвы. «Мы с мэром Москвы, министром транспорта и представителями Минфина договорились о том, что объединим в единый комплекс аэропорт «Шереметьево», где у правительства России 100% акций, и аэропорт «Внуково», где у правительства Москвы 75% акций. По предварительной оценке, это будет стоить несколько десятков миллиардов рублей», — заявлял он тогда. Впрочем, конечные сроки сделки не определены до сих пор.

Представители «Росавиации» на запрос BFM.ru, насколько интересно включение «Домодедово» в единый хаб заявили, что этот вопрос вне их компетенции: «Какие-то документы к нам на какой-то момент должны поступать, но мы не можем ничего комментировать — это не наш вопрос».

Сам Каменщик на вопрос о возможности участия «Домодедово» в объединенном хабе заявлял, что такой вариант не рассматривался: «С нами вопрос не обсуждался, следовательно, у нас нет позиции по вопросу объединения. Нет предмета, которому можно было бы давать оценку. Единая управляющая компания? Ответ такой же: «Нет предмета для обсуждения, не было никакого проекта, которому можно было бы дать оценку».

Сколько может стоить аэропорт

При подготовке к размещению «Домодедово» Goldman Sachs определил его стоимость в интервале от 3,5 млрд до 7,5 млрд долларов. Оценки других соорганизаторов несостоявшегося IPO были менее размыты: например, Citi оценивал «Домодедово» в 4,2-5,3 млрд долларов, JP Morgan — 4,6-5,2 млрд долларов.

Если Goldman Sachs действительно нанят для поиска покупателя «Домодедово», то этот выбор довольно неожиданный, российских претендентов проще привести местному игроку, а продажа иностранному инвестору в данном случае крайне маловероятна, считает источник в крупном инвестбанке.

«Судя по всему, собственники «Домодедово» по-прежнему хотят монетизировать свою долю в нем и решили воспользоваться ослаблением новостного фона вокруг компании, — предполагает аналитик Газпромбанка Алексей Астапов. — Безусловно, актив фундаментально привлекателен, однако ему по-прежнему присущи нерыночные риски, и определить его справедливую цену будет достаточно затруднительно».

«Домодедово» — крупнейший аэропорт в России, его услугами пользуется 77 авиакомпаний: 29 российских, 36 зарубежных и 12 стран СНГ. Для сравнения: в «Шереметьево» базируется лишь 45 авиакомпаний, а во «Внуково» — 23. Общий пассажиропоток в «Домодедово» в 2010 году составил 22,25 млн человек.

Надо сказать, что «Домодедово» — одна из самых финансово эффективных компаний в отрасли. По итогам прошлого года консолидированная выручка выросла по сравнению с 2009 годом на 21,6% и составила 29,676 млрд рублей, скорректированный показатель EBITDA увеличился в 1,6 раза, достигнув 12,735 млрд рублей. Таким образом, рентабельность компании по EBITDA составляет почти 43%. Это вполне сравнимо с уровнями лондонского Heathrow или парижского Aeroports de Paris, маржа которых составляет 47,2% и 33,8% соответственно.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию