16+
Вторник, 1 декабря 2020
  • BRENT $ 47.56 / ₽ 3615
  • RTS1303.76
12 января 2012, 12:06
Спецпроект: Спецпроект Сколково

Детский проект с недетской прибылью

Лента новостей

Генеральный директор компании TOYTEMIC Inventions Евгений Сметанин рассказывает о российской технологии, открывающей совершенно новые горизонты в сфере детских игр. И не только…

Сколковский резидент создает технологию, которая потенциально может вывести его в мировые лидеры среди поставщиков комплектующих для игрушек-роботов. Причем в перспективе российскую разработку можно будет использовать далеко не только в индустрии развлечений.

Компания TOYTEMIC Inventions разработала инновационную систему пространственного позиционирования. Технология позволяет множеству самодвижущихся объектов определять точки местоположения друг друга и ориентироваться в пространстве, причем достигается это без использования внешних детекторов, то есть видеокамер, сенсоров или радиомаяков. Модули сканирования пространства устанавливаются непосредственно в управляемое устройство. С этим проектом компания получила сколковскую премию инноваций, а также вошла в число стартапов, отобранных в России одним из наиболее известных бизнес-инкубаторов Кремниевой долины Plug and Play Tech Center.

Стартовой сферой применения своей разработки сколковский резидент видит роботизированные игрушки. Российская технология открывает совершенно новые горизонты в сфере детских игр, рассказывает Евгений Сметанин, генеральный директор компании TOYTEMIC Inventions.

— Система позиционирования может быть использована для отладки тонких движений различных узлов одного робота. Если попробовать осуществить самые простые движения вроде ходьбы и взять кусочек сахара со стола, руководствуясь исключительно зрением, то людям с пропреоцептивными нарушениями это очень трудно сделать. Неврологии об этом хорошо знают. Как человеку нужны мышечные чувства, так и многосуставным роботам нужно точное представление о траектории движения и о текущей координатной позиции каждого своего узла. Наша система как раз применима для таких приложений.

Как пример. В фильме «Живая сталь» на ринге боксируют роботы. Что бы мы могли сделать? Мы можем сделать средство управления, которое совмещает джойстик с нашей интерфейсной куклой, и пользователь, двигая руками со своей интерфейсной куклой, как бы наносит удары, а робот на ринге их имитирует. И представьте себе, что перед вами сидит ваш соперник с этим джойстиком, который снабжен руками, и боксирует с вами.

Или взять старую добрую игру — солдатики. Теперь представьте, что солдатики эти живые, двигаются и выполняют команды игрока. Причем управление происходит в логе компьютерного курсора. Просто указываете на того солдатика или группу солдатиков, которым вы хотите отдать команду. Вы задаете команду на пульте управления а они согласованно двигаются и маневрируют.

— Компьютер для этого вообще не нужен?

— Совершенно не нужен или не обязателен. В каких-то опциях можно управлять строем с помощью компьютера, когда удаленный оператор, сидя в другой комнате иди даже в другой стране, сможет играть с вами. Так дистанционно играют в шахматы.

— У одного в Москве солдатики, у другого — в Питере, и один другого «убивает» дистанционно?

— Именно так. Но это образные представления. В действительности мы не ориентированы на разработку конечных продуктов, а разрабатываем технологическую платформу для устройств и игровых систем подобного рода. На выходе должна быть микросхема, система на кристалле, набор прилагающейся к ней электроники и встроенное программное обеспечение.

— Сейчас такие аппаратные комплексы существуют?

— Нет систем, которые позволяли бы осуществлять позиционирование движущихся объектов с такой же точностью, как обеспечиваем мы.

— В чем разница?

— Мы разрабатываем систему, которая позволяет в персональной зоне до 10 метров знать каждому объекту точное пространственное положение каждого другого объекта сети с точностью до одного сантиметра, и так же точно его пространственную ориентацию, то есть знать, повернут он к нему боком, спиной, носом. Не существует системы, которая позволила бы сети роботов, команде движущихся роботов, точно знать взаимное пространственное положение в отсутствие внешних детекторов. Это можно сделать, если у вас стоят по периметру комнаты камеры, которые фиксируют движение в комнате, а затем путем обработки изображения определяется взаимное положение движущихся объектов. Но в отсутствие внешних детекторов это «совсем другая музыка», это то, что предлагаем мы.

— У вас как эта проблема решается?

— Некоторыми специальными сенсорами, которые обмениваются информацией и некоторыми импульсами друг с другом, и по определенным параметрам вычисляют точное пространственное положение других объектов. Мы, выбрав себе в качестве первичной области применения игрушечный рынок, встаем перед требованием экстремальным по ценовой эффективности и по простоте сборки конечных продуктов. Они должно быть дешево и просто.

— Вы уже цену на свою разработку установили?

— Примерно представляем. Будет поставляться первичный сет электроники по 5 долларов, возможно дешевле — по 3 доллара. Представьте себе игрушку, которую можно купить ребенку, сколько она может стоить? 20–30 долларов. Простые, моторизованные, без всякого дистанционного управления, и уж тем более без командного взаимодействия. Наши будут стоить по 20 долларов в рознице, поэтому стоимость электроники в пределах 5–6 долларов здесь вполне приемлема.

— Вы уже проводили переговоры с потенциальными покупателями?

— Этим летом мы ездили в США и встречались там с компаниями из списка топ-10. Мы показали им одну из своих разработок — интерфейсную куклу, которая является первым приближением системы позиционирования. Она определяет положение своих движущихся конечностей по отношению к туловищу. Эта разработка вызвала самый живой интерес у ведущих мировых производителей игрушек. Мы показывали прототип, концепт, теперь нужно создать играбельный прототип, который они могли бы пропустить через свои фокус-группы.

— В какой стадии вы сейчас находитесь в производстве этого прототипа?

— Упрощенные версии продуктов, надеемся, выйдут либо в конце 2012 года, либо в начале 2013.

— Сколько нужно средств, чтобы создать прототип?

— Мы оцениваем инвестиционную стоимость проекта примерно в 6 млн долларов, точка безубыточности у нас рассчитана в середине третьего года, а к концу пятого, согласно нашему бизнес-плану, у нас должен быть плюс в 60 млн долларов. Мы планируем создать технологическую компанию с лидирующими позициями в области «роботикс», игрушечной робототехники в мире. У нас на текущий момент и на ближайшие полтора-два года есть существенное технологическое преимущество. Наша задача — это преимущество, а оно временное, не растерять, а преобразовать в лакомый с точки зрения бизнеса кусок. Что-то типа временной монополии.

Мировой рынок детских игрушек оценивается в 125 млрд долларов. По прогнозам, уже к 2014 году доля продаж роботизированных детских наборов дойдет до 35 млн штук. Этот сегмент будет приносить до 3 млрд долларов в год. Разработки в сфере игрушечных роботов ведут такие мировые гиганты, как Intel, Nokia, Motorola, Microsoft, Samsung. В мире также сейчас активно развивается рынок бытовых сервис-роботов. На ближайшие 10 лет этому сектору предрекают 30-кратный рост — до 100 млрд долларов в год.

— Игрушки для вас — это стартовый этап. Вашу технологию вы хотите применять потом и в других сферах?

— Прежде всего, в масс-интетейнмент. Видели, наверное, летающие объекты на массовых мероприятиях? Есть летающие камеры, но они пока отдельные, и каждой надо управлять с отдельного пульта. Если мы сделаем систему летающих объектов, которые у нас могут совершать сложные перестроения, то это совершенно новый рынок для массовых развлечений, например, на дискотеках. В фильме «Аватар» были летающие семена священного дерева Эйва? Нечто подобное мы можем сделать, используя нашу систему позиционирования. Они смогут летать, кружиться, выводить красивый танец и согласованно подсвечиваться, создавая самые разные эффекты.

Другое применение — сервис-роботы. В настоящее время этот рынок еще не обладает нужной зрелостью. Хотя первые сервис-роботы уже вполне успешно эксплуатируются — газонокосилки и пылесосы. Представьте себе, вы живете в современном доме, окруженные этим «зверинцем» из более-менее интеллектуальных мобильных или просто самодвижущихся устройств. Они все как-то двигаются, им надо знать точное взаимное пространственное положение, им надо иметь эффективную коммуникацию друг с другом. Для таких приложений наша система очень хорошо применима. Еще одна область для использования — так называемая система малтик роботикс тинс, то есть команда, составленная из групп роботов. Например, взаимодействие такой команды роботов с пожарными при работе в задымленных помещениях большой площади, где невозможно сориентироваться. Они будут бегать там, осуществлять навигацию, передавать картину о ситуации в пространстве пожарным расчетам.

— Тут еще видится область применения в военных технологиях.

— Когда мы выезжали в командировку в США, офицер в американском посольстве при упоминании технологии сразу спросил: «Милитари»? Мы сознательно дистанцируемся от военных и специальных приложений технологии. Безусловно, любая основательная современная технология может иметь также военное применение, но мы этим не занимаемся. Мы ориентированы на коммерческое приложение, на массовый рынок.

— Почему вы решили пойти в «Сколково»?

— Есть известные сколковские преференции, не говоря о возможности получения гранта. Но даже и без получения гранта, налог на прибыль — ноль, НДС — ноль, социальные отчисления в размере 14%. Это очень существенные льготы, таможенные льготы. Все это очень важно для стартап-компании, каковой мы являемся.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию