16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
6 февраля 2012, 15:35
Спецпроект: Спецпроект МШУ Сколково

История четвертая

Лента новостей

Выпускники программы SKOLKOVO Executive MBA рассказывают, как научились принимать решения

«Некоторое время назад, я обсуждал один проект с потенциальным партнером, и тот спросил, как будет делиться прибыль, — рассказывает выпускник программы SKOLKOVO Executive MBA Денис Александров. — Ответ пришел мне в голову моментально: пополам. Я понимал, что мог поторговаться, но потерял бы время и силы, а в итоге мы все равно пришли бы к близкой цифре».

Фото из личного архива Дениса Александрова

Найти верное решение Денису, возможно, помогла игра, сыграть в которую предлагает своим сколковским студентам кембриджский профессор Киф Гудалл (Keith Goodal).

Перед началом игры группа студентов делится на пары. Одному из них предлагаются 100 долларов, но наличные он получит только с согласия своего партнера. «Да» партнера стоит денег — первый игрок обещает отдать часть полученной им суммы. Награду он может предложить только один раз, торговаться нельзя. Второй игрок говорит или «да», или «нет». Если рассуждать рационально, то второй игрок должен согласиться на любую сумму, ведь деньги дают просто за кивок, но, на практике, редко кто-то соглашается меньше чем за 50%, говорит Денис. «Люди руководствуются чувством справедливости чаще, чем рациональными доводами, — подытоживает Денис. — А в бизнесе порой есть только один шанс предложить партнеру участие и важно понимать, как нерациональное поведение может повлиять на его решение».

Фото из личного архива Дениса Александрова

Денис пришел в СКОЛКОВО, когда работал финансовым директором в компании А1. Осенью он уволился и теперь занимается собственным проектом в области Private Equity. СКОЛКОВО он предпочел зарубежным бизнес-школам по трем причинам: хотел стоять у истоков появления новой бизнес-школы, надеялся на возможность завести полезные связи среди других студентов (многие стали его друзьями), привлекало обучение без отрыва от работы и семьи.

Фото BFM.ru

Программа Executive MBA — одна из двух основных программ обучения, она рассчитана на состоявшихся в карьером плане людей — топ-менеджеров и владельцев собственного бизнеса. Формат занятий позволяет учиться, не оставляя основную работу или бизнес, и сразу же применять полученные знания на практике.

«Здесь мы действительно берем знания — не нам их дают, а мы их берем. Это новый современный формат обучения», — говорит студент Виталий Черномор. За стенами бизнес-школы он — председатель совета директоров и владелец ОАО «Новаэм», машиностроительного холдинга, с заводами на Урале, в Сибири, в Центральной части России.

Председатель совета директоров и владелец ОАО «Новаэм» Виталий Черномор. Фото BFM.ru

Executive MBA состоит из 12 модулей по 4 дня, стартового и заключительного модулей по 6 дней и двух международных модулей по 7 дней (всего 18 модулей). В ней два смысловых блока:
- business fundamentials (основы бизнеса). По итогам обучения студенты должны составить план создания или развития бизнеса;

- экспертная стадия. Студенты отправляются на практику в разные страны – Бразилию, Индию, Китай, США, где работают на конкретных проектах.

Это образование, ориентированное на проекты, предпринимательство, учат студентов «идентифицировать новый социальный или бизнес-проект либо потенциально новую бизнес-инициативу», так описывает основные идеи программы SKOLKOVO Executive MBA ее директор Валерия Павлюковская.

Директор программы SKOLKOVO Executive MBA Валерия Павлюковская. Фото BFM.ru

Учебный процесс называется «обучение–через–действие» (learning–by–doing): студент погружается во все аспекты проблемы, проживает ее. Обучение начинается с модуля Blue ocean strategy: студента знакомят с последними методиками, которые позволяют определить незаполненные рыночные ниши. По завершении первого модуля студент предлагает бизнес-идею. На следующем этапе обучения идею «упаковывают», решают конкретные вопросы ее реализации: стратегия, маркетинг, корпоративные финансы, бухгалтерия и прочие. Итог — бизнес-план, который нужно защитить перед потенциальными инвесторами.

Школа учит расширять горизонты независимости. Лидерству не важно, создаешь ли ты свой независимый бизнес или начинаешь расти в корпорации, развивая новые проекты, говорит Денис. Сам он, по собственному признанию, не собирался менять работу и начинать свой бизнес. Денис не считает себя рисковым человеком, скорее, наоборот, он привык все планировать заранее. Но захотелось драйва, констатирует он. Также школа повлияла и на многих его однокурсников — одни уже сменили работу, другие в поиске нового проекта.

Большим преимуществом обучения в СКОЛКОВО Денис называет сочетание теории и практических занятий, в том числе игр. Именно через игры профессор Гудалл заставляет студентов задуматься о, казалось бы, очевидных вещах и заново оценить их роль в работе, бизнесе, в жизни. Это часть модуля Organizational behavior (организационное поведение): анализ организации в целом, работы ее команды и, наконец, мотивов, которыми руководствуются члены этой команды –- каждая отдельная личность.

Яркий пример — игра на деньги. Группа студентов делится на 10 команд по 2-3 человека, каждый сдает по 1000 рублей, общий куш сорвет команда, которая первая выполнит задание. «Чего они не знают, так это того, что если проиграют [то есть не выполнят задание], деньги получаю я», — с улыбкой говорит профессор, обещая пожертвовать выигрыш на благотворительность. «Скорее всего, из-за денег игру никто не выиграет [так показывает практика]».

Цель игры — заставить студентов проанализировать, как деньги влияют на их поведение и принимаемые ими решения, то есть функцию денег как мотиватора. «Деньги могут стать причиной неправильного поведения. Если вы хотите получить креативность и инновационность, то нельзя концентрироваться только на деньгах, поскольку это приведет к ухудшению результата», — рассказывает Гудалл.

Профессор Киф Гудалл. Фото BFM.ru

Профессор объясняет актуальность проблемы для российского рынка труда, на котором сейчас люди «перепрыгивают» с места на место из-за денег: «Есть два важных решения, которые мы принимаем. Первое — начать работать в определенной компании, на это решение влияют деньги. Второе — прилагать максимум усилий в работе на эту компанию, и это решение мало зависит от денег. Проблема в том, что на таком сложном рынке [как сейчас в России] руководители бизнеса слишком сфокусированы на первом пункте: как привлечь правильных людей. А потом они [руководители бизнеса] делают вывод: поскольку я много плачу, вы должны много и усердно работать. Но это утверждение не верно. Этот курс позволяет понять, что движет людьми помимо денег. Как повлиять на второе решение: что я, как руководитель, могу сделать для того, чтобы люди усердно работали на меня».

На примере простых игр и упражнений профессор Гудалл объясняет сложные управленческие процессы в корпорациях, делится впечатлениями студент Эмиль Пирумов.

Советник президента СКОЛКОВО Школы Эмиль Пирумов. Фото BFM.ru

Эмиль пришел в СКОЛКОВО задолго до того, как стал студентом школы. Он — бывший управляющий директор СКОЛКОВО, строил кампус школы. Сейчас является советником президента Школы и занимается благотворительными проектами в Армении. Решение пойти учиться Эмиль принял, когда достроил кампус: «Не по-мужски было бы самому не пройти здесь обучение. Процесс обучения делает гибче мозг, он становится тренированным. Как и любой другой орган, его надо поддерживать в форме».

Эмиль вспоминает одну из таких управленческих игр: раздаются карточки с иероглифами с двух сторон, показывать их нельзя, за ограниченное время нужно договориться и разложить их в определенном порядке. «В бизнесе самое сложное — это успеть и суметь договориться», — резюмирует Эмиль смысл игры. Сама программа бизнес-школы СКОЛКОВО задумывалась как диалог между лидерами бизнеса настоящего и будущего.

Общие проекты студенты осуществляют уже во время обучения. Например, при поддержке СКОЛКОВО Денис и его однокурсники организовали автопробег от Москвы до Владивостока. По дороге они проводили круглые столы по проблеме инфраструктуры, в которых участвовали местные власти и предприниматели. Инфраструктура требует колоссальных инвестиций, но не обязательно государственных, рассуждает Денис, задача государства как раз привлечь частный капитал, создать, наконец, выгодные для бизнеса условия. Формировать аэропортовые хабы можно за счет иностранных авиаперевозчиков, открыв для них небо над Россией, приводит он пример. Для этого, правда, нужно решиться ущемить интересы отечественных авиакомпаний, заставить их конкурировать с иностранцами, оговаривается он.

Фото BFM.ru

Вторая основная программа обучения — FULL-TIME MBA — предназначена для тех, кто на данном этапе карьерного развития готов уделить время расширению профессиональных горизонтов и полностью погрузиться в учебу, оставив работу на целый год. Подробнее о ней можно будет прочитать в ближайшие дни.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию