16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.13 / ₽ 8153
  • RTS1171.06
9 марта 2012, 19:48 ОбществоПолитика

Для Михаила Прохорова выборы только начинаются

Лента новостей

Заняв третье место на президентских выборах, Михаил Прохоров получил шанс стать одним из политических лидеров нового среднего класса новой России. Но вопрос, сможет и захочет ли он воспользоваться этим шансом, остается открытым

Успех политика Прохорова объясняют эффектом новизны на фоне истертых портретов и идей остальных участников гонки. Фото: РИА Новости
Успех политика Прохорова объясняют эффектом новизны на фоне истертых портретов и идей остальных участников гонки. Фото: РИА Новости

«При любом результате, я считаю, что мы победили. Потому что теперь активные думающие люди будут формировать новую политическую силу», — сказал сразу после выборов олигарх, миллиардер, а теперь еще и молодой политик Михаил Прохоров

Заявивший о себе как о политике лишь около полугода назад, причем заявивший явно неудачно — с провалившейся попытки возглавить партию «Правое дело», — Михаил Прохоров сумел показать 4 марта результат, который многие наблюдатели называют самым большим сюрпризом нынешней президентской кампании.

Возможные причины и последствия этого сюрприза вызывают бурные споры.

Если бы Москва была везде…

Согласно обнародованным ЦИК данным, в целом по стране за Михаила Прохорова проголосовали около 8% избирателей, пришедших на участки, что поставило его на третье место в списке претендентов на президентский пост после Владимира Путина и Геннадия Зюганова.

При этом в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге число поданных за него голосов превысило 20%, благодаря чему впервые в истории новой России кандидат от коммунистов, пусть только в больших городах, был сдвинут со второго места, которое занимал прежде на всех президентских выборах.

Если бы московский расклад голосов отражал общероссийскую картину, то — с учетом того, что кандидат №1 не сумел набрать в столице 50%, — это привело бы ко второму туру, в котором выдвиженцу от партии власти пришлось бы соперничать не с традиционным оппонентом от КПРФ, а с поборником праволиберальных идей.

Предсказать исход выборов в таком случае, принимая во внимание все сопутствующие факторы и настроения в обществе, было бы довольно сложно.

Если же посмотреть по результатам голосования на отдельных участках, то у бывшего «никелевого магната» возникает еще больше поводов для гордости: в целом ряде случаев (а при голосовании в странах «дальнего зарубежья» едва не повсеместно) Прохоров сумел либо занять первое место, опередив Владимира Путина, либо вплотную приблизиться к нему.

Чем объяснить такой успех кандидата, почти лишенного харизмы, посредственного оратора, степень эмоциональности которого, по словам западных корреспондентов, напоминает фильмы про роботов? Кандидата, которого еще полгода назад мало кто воспринял бы как серьезного конкурента Владимиру Путину?

Эффект новизны или дар убеждения?

Велик соблазн предположить, что своим успехом Прохоров обязан лишь так называемому «протестному голосованию» — что он лишь аккумулировал голоса тех, кто не хотел возвращения Путина. Отчасти так оно и есть.

Этот результат был во многом следствием существующей ситуации: значительная часть тех, кто голосовал за Прохорова, посылали тем самым сигнал Путину, полагает ветеран праволиберальной политики в России Леонид Гозман. Он также считает, что дополнительные голоса бизнесмену принесло снятие с выборов Григория Явлинского.

Однако до сих пор аккумулятором протестных голосов с успехом выступали лидеры КПРФ и ЛДПР: нередко противники Путина говорили, что будут голосовать за Зюганова или Жириновского, не питая к ним симпатии, лишь ввиду отсутствия опции «против всех».

По мнению ряда наблюдателей, успеху Прохорова мог поспособствовать эффект новизны на фоне истертых портретов и идей остальных участников гонки, которые успели приесться даже их собственному электорату.

Успеху «раскрутки» нового персонажа на фоне застывшего политического ландшафта помогало и то, что в Кремле, похоже, не воспринимали Прохорова как серьезную угрозу и практически не мешали его предвыборной кампании (критики, считающие его «кремлевским проектом», утверждают, что власть даже негласно помогала ему).

Прохоров свободно ездил по российским регионам, проводил встречи с избирателями, доносил свои идеи и планы до народа и, что немаловажно, регулярно упоминался в СМИ. По подсчетам медиа-аналитиков Интерфакса, по числу упоминаний в прессе в последнюю неделю перед выборами Прохоров уступал только Путину и Медведеву.

Михаил Прохоров удобен для Путина, полагает Николай Петров из Центра Карнеги: против него достаточно компрометирующих материалов, и его результат не позволит ему стать крупным политическим игроком, даже невзирая на то, что партия, которую тот намерен организовать, получит поддержку 6-8% граждан и будет продвигать жесткую финансовую политику, что важно для Кремля.

Прохорову удалось собрать протестные голоса в столицах, отмечает Петров, хотя это трудно отнести на счет собственно его кампании. «Конвертировать электоральный успех в партийный капитал — задача отнюдь не тривиальная. Расчет Кремля на то, что, придав своим участием некую новизну и дополнительную легитимность кампании, Прохоров при этом никогда не сможет выйти за пределы некоего праволиберального электорального гетто, в целом подтвердился», — считает эксперт.

Реабилитация либерализма

В то же время, ни фактор новизны, ни относительная лояльность Кремля, ни «протестное голосование» не объясняют такого уровня поддержки кандидата, который, кажется, олицетворяет собой все то, что, по утверждениям госпропаганды, должно быть ненавистно российскому избирателю: Прохоров — капиталист и миллиардер, сколотивший свое состояние «в лихие девяностые» не без помощи залоговых аукционов, либерал-рыночник по своим взглядам.

Как отмечали западные корреспонденты, сопровождавшие Прохорова в его предвыборных поездках по стране, он действительно вел кампанию так, будто хотел победить, и полностью выкладывался, общаясь с избирателями, желая убедить их в своей правоте. Во многих случаях ему это удавалось: участники таких встреч после их окончания признавались журналистам, что намерены голосовать за Прохорова.

Успех Михаила Прохорова на выборах, помимо прочего, служит опровержением устоявшегося представления (продвигаемого, в том числе, социологическими службами) о том, что уровень поддержки российским обществом либеральных идей в экономике находится на уровне статистической погрешности, и в случае проведения свободных выборов власть в стране с легкостью получат коммунисты или прочие адепты государственного патернализма.

Впрочем, сейчас не менее интересным, чем причины успеха Прохорова на выборах, представляется вопрос, как он распорядится внезапно свалившимся на него электоральным рейтингом и инвестирует полученный кредит доверия. Последние события заставляют думать, что это пока не до конца понятно и самому Михаилу Прохорову.

Часть или целое

Так, еще совсем недавно Прохоров утверждал, что ни сами выборы, ни условия, в которых они проходили, не были честными из-за преференций в пользу «одного из кандидатов». Он также заявил, что пока воздерживается от того, чтобы признать их легитимными, равно как и от поздравления Путина с победой на выборах. Говорил Прохоров и о том, что не примет предложений от Путина занять какой-либо пост в правительстве, а займется созданием своей правой партии — для борьбы за власть.

Однако уже в понедельник Михаил Прохоров внезапно отменил запланированную пресс-конференцию и отправился на встречу с Владимиром Путиным в его загородную резиденцию.

Там он, как передают информационные агентства, посетовал на то, что главная, на его взгляд, проблема страны заключается в том, что «вертикаль власти развивается медленнее, чем гражданское общество». Он обратил внимание на отсутствие справедливого «социального листа» и попросил расследовать все возможные случаи нарушений на прошедших выборах.

В свою очередь, Владимир Путин поддержал идею бизнесмена о создании своей партии и предложил сотрудничество: «Я в свое время очень активно поддержал создание партии «Правое дело», поддержал при прохождении в Думу — не в предыдущую только, а раньше. И многие из этих людей работают сейчас во властных структурах». Последнюю ремарку нельзя воспринять иначе, как завуалированное приглашение к сотрудничеству.

Как отмечает политолог Александр Кынев, за все время своей избирательной кампании Прохоров ни разу не выступил с персональной критикой Владимира Путина.

Эксперт называет Прохорова совершенно органичной частью системы. Имея собственные интересы, Прохоров будет действовать в интересах системы до тех пор, пока та держит его на поводке. В случае, если натяжение ослабнет, нельзя исключать, что Прохоров начнет действовать, исходя из собственных интересов или амбиций, полагает политолог.

Ближайшие дни, в крайнем случае недели, должны показать, согласится ли Михаил Прохоров конвертировать поданные за него голоса «активных думающих людей» в благоволение Кремля или предпочтет сохранить их за собой и взять на себя все риски, сопряженные с новой российской политикой.

Михаил Денисов
Русская служба Би-би-си

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию