16+
Среда, 15 января 2025
  • BRENT $ 80.32 / ₽ 8250
  • RTS870.87
1 апреля 2012, 10:24 ОбществоКультураКонфликты
Спецпроект: Месяц Англии

Британская традиция нарушать традиции

Лента новостей

Отношение к Англии в России являет собой смесь глубокой симпатии и столь же глубокого неприятия. Редко какая нация оставляет нас столь неравнодушными

Англичане настолько преуспели в создании стереотипов восприятия своей страны, что сейчас сами страдают от них. Фото: PhotoXPress
Англичане настолько преуспели в создании стереотипов восприятия своей страны, что сейчас сами страдают от них. Фото: PhotoXPress

Англия в известном смысле является жертвой собственного стереотипа: большинство людей за ее пределами воспринимают Альбион как землю, где до сих пор превыше всего чтят традиции. Это все чаще является причиной того, что англичан плохо понимают в мире. В одно и то же время британцы пышно отмечают 60-летие восшествия королевы Елизаветы Второй на престол и — готовятся отменить в официальном бумагообороте слова husband и wife, «муж» и «жена». Более того, в пылу политкорректности правительство Ее Величества, наряду с намерением полностью приравнять однополые браки к традиционным, может даже отказаться от слов «отец» и «мать» в некоторых официальных документах.

По данным газеты The Daily Telegraph, эта политико-лингвистическая реформа может обойтись в 4,5 млн фунтов, включая 2 млн на внесение изменений в IT системы министерства внутренних дел. И все это — в разгар экономического кризиса, заставляющего Британию сокращать свои ВМС.

Англичане в XXI веке не отказались от своих древних традиций, что, с другой стороны, не мешает им совершать самые авангардные безумства, но и это, впрочем, также является частью британской исторической традиции. В этом отношении Англия была и остается одной из самых оригинальных — и самых интересных — стран на планете. Уже одного этого вполне достаточно, чтобы уделить англичанам большее внимание в рамках нашего проекта Месяц Англии, стартующего 1 апреля. В предыдущие годы, и примерно по тем же основаниям, редакция портала готовила аналогичные проекты Месяц Франции и Месяц Италии. Ежедневно публикуя статьи, интервью, репортажи, имеющие отношение к экономике, политике и культуре выбранной страны, BFM.ru пытается выйти за рамки рутинного освещения событий в ней и исследовать то, что зачастую остается «за кадром» сообщений информационных агентств и телеканалов.

Не только Олимпиада

В 2012 году особое внимание к Англии оправдано уже хотя бы тем, что в Лондоне пройдут летние Олимпийские игры. Это последняя Олимпиада перед тем, как Игры (правда, зимние) будет принимать Сочи, и опыт англичан нам точно не будет лишним.

На 2012 год приходится сразу несколько знаменательных юбилеев и круглых дат из совершенно разных сфер — от уже упомянутого 60-летия Елизаветы Второй на престоле до 30-летия войны на Фолклендских островах и 50-летия Rolling Stones. Эти годовщины не дают сколько-нибудь целостного представления об Англии, но высвечивают важные стороны британского образа жизни, поведения англичан в мире и влияния Англии на мир.

Нет сомнения в том, что влияние англичан на Россию — одно из самых долговременных, глубоких и противоречивых. Пушкинский Онегин («как dandy лондонский одет») «бранил Гомера, Феокрита; зато читал Адама Смита». Страстно увлекаясь идеями Адама Смита и романами Вальтера Скотта, а впоследствии и Диккенса, соглашаясь и споря с Дарвином, русское культурное общество испытывало (и продолжает испытывать) чувства любви-ненависти к Туманному Альбиону. Несмотря на то, что в ХХ веке Россия и Англия выступали союзниками в двух мировых войнах, в коллективной памяти присутствуют и Крымская война, и участие англичан в интервенции в Советскую Россию в годы гражданской войны, и многовековое соперничество двух стран в Иране, Афганистане и Турции, и не прекратившееся по сей день ожесточенное противодействие российской и британской разведок, которое породило не только романы о Джеймсе Бонде, написанные бывшим разведчиком Яном Флемингом. О чем напоминают загадочное и до сих пор не раскрытое убийство в Лондоне Александра Литвиненко и история со «шпионскими камнями» в Москве.

«Москва на Темзе»

Странным образом, подобные реминисценции нисколько не препятствуют тому, что Лондон в последние годы превратился в самый «русский» город Европы. Население «Лондонграда», по разным оценкам, может составлять от 200 до 300 тысяч человек. Богатейшие люди России — и те, что входят в число приближенных к российской власти олигархов, и их идеологические и деловые противники — подолгу живут в соседних фешенебельных кварталах британской столицы. Они ходят в одни и те же магазины, посещают одни и те же театры и музеи, их дети учатся в одних и тех же британских школах и университетах и даже судиться они предпочитают в этом городе. Судебные разбирательства между Березовским и Абрамовичем, которые еще далеки от завершения, были названы лондонскими СМИ «процессом века». А на очереди уже новые громкие судебные слушания, включая спор между Олегом Дерипаской и Михаилом Черным.

Но русский Лондон не исчерпывается несколькими знаковыми фигурами, а состоит из преимущественно молодых, энергичных представителей среднего класса, которым по разным причинам не нашлось места на Родине и чьи имена совсем не на слуху. Было бы интересно побольше узнать о том, как живет «Москва на Темзе», как называют русскую общину британские газетчики.

При всех сложностях политических отношений между Москвой и Лондоном англичане являются одними из крупнейших инвесторов в российскую экономику и главных торгово-экономических партнеров нашей страны. Достаточно привести пример ТНК-BP. Какими бы противоречиями совместное предприятие ни запечатлелось в массовом сознании, – это, несомненно, один из лидеров российской нефтяной индустрии. А вот розничный банковский бизнес у таких крупнейших британских банков, как HSBC и Barcklay’s в России не пошел, и о причинах этой ситуации будет интересно порассуждать.

Принято считать, что англичане недолюбливают иностранцев (впрочем, в какой стране их любят?), но при этом Англия с удивительным бесстрастием мирится с тем, что старинные замки, крупнейшие предприятия и целые отрасли экономики оказываются в руках иностранцев. Футбольные стадионы и самые именитые клубы (пример «Челси» — один из многих подобных случаев) поделили русские и арабы. Знаменитые черные лондонские кэбы делают в Китае, производство других британских автомобилей контролируют немцы и индийцы. Газету The Times издает австралиец Руперт Мердок. И даже такая британская жемчужина, как лондонский отель Savoy, в гриль-баре которого обедал Черчилль, а из списка гостей которого можно составить Who is Who в мировой политике, бизнесе и культуре XX века, — и тот на рубеже века XXI в соответствии с желанием своего арабского владельца прошел полное обновление, а старинную обстановку и паркет распродали любителям сувениров.

Сила британского бренда

При этом Британия как была, так и остается одним из мировых лидеров и в футболе, и в автопроме (о чем мы еще подробней поговорим в течение этого месяца). Лондонская недвижимость даже в кризис растет в цене. Лучшие лондонские отели переполнены. А бывшая британская школьная учительница Джоан Роулинг — одна из самых влиятельных (и богатых) женщин мира. Сегодня Англия все больше ассоциируется с брендом Гарри Поттера, а не с брендом лондонского Сити.

Одним из традиционных британских брендов является высокий стандарт британской частной школы (которую англичане по причинам, не очевидным для внешнего мира, упорно именуют public, т.е. «общественной»). Кажется, что так было всегда. Это не вполне соответствует действительности. Сто лет назад британские public schools ассоциировались не только с качественным преподаванием научных дисциплин, но и с весьма своеобразными методами закалки настоящего британского характера. Считают, что Джордж Оруэлл использовал в качестве прототипа Большого Брата в романе «1984» жену директора школы St.Cyprian’s миссис Уилкис, подвергавшую учеников изощренным психологическим издевательствам.

Другим знаменитым выпускником St.Cyprian’s был Дэвид Огилви, один из самых значительных деятелей рекламной индустрии XX века. И он тоже вспоминал о годах, проведенных в St.Cyprian’s, с содроганием. С другой стороны, оба этих выдающихся англичанина, как многие сотни других —продукт такого непростого воспитания. За сто лет нравы в британских public schools и университетах все-таки смягчились, а вот планка образования по-прежнему очень высока. Обозреватель BFM.ru Наталья Бокарева провела настоящее исследование британского образования и поделится результатами в рамках Месяца Англии.

Стала ли Англия в XXI веке менее оригинальной страной? Думаю, что не стала, хотя англичане еще в XX веке отказались от своей сложной денежной системы, когда в одном фунте было 20 шиллингов, в одном шиллинге 12 пенсов, а в каждом пенсе — 4 фартинга, — и перешли на десятичную (но при этом избежали соблазна перейти на евро, сохранив фунт, с чем себя сейчас и поздравляют). Англичане стоически восприняли исчезновение с лондонских улиц красных двухэтажных автобусов (впрочем, для гостей Олимпиады их вновь начинают эксплуатировать), но не отказались от машин с правым рулем. Красные телефонные будки уже давно утратили свою первоначальную функцию, как это произошло во всем мире с приходом мобильной связи, но только Англия смогла превратить их в культовый арт-объект. В американском Кэмбридже студенты MIT изучают в медиа-лаборатории лондонскую телефонную будку как пример креативного отношения к промышленному дизайну.

С грузом старых проблем в XXI веке

Британия, как Россия, — очень старая страна, и каждая из наших стран, с разницей примерно в полвека, пережила в XX веке крайне болезненный, травматический процесс распада: в первом случае, Британской империи, во втором — СССР. Многие проблемы современной британской нации являются прямым следствием того, как этот распад происходил. Проект «мультикультурализма», которым гордилось послевоенное поколение англичан, оказался несостоятельным, что признал, вслед за другими европейскими лидерами, премьер-министр Дэвид Кэмерон.

Когда английские следователи выясняли технические характеристики взрывных устройств, использованных в терактах в Лондоне в июле 2005 года, они обнаружили: бомбы начинили, в том числе, мукой для пакистанских лепешек «чапати». Это род лаваша, который в Лондоне можно купить в любом супермаркете, настолько далеко зашла культурная интеграция к немалой радости британских кулинаров и домохозяек. Оказывается, при известном искривлении сознания экзотическая блинная мука пригодна для изготовления адской машины.

Британский журналист Кристофер Колдуэлл в книге «Размышления о революции в Европе: иммиграция, ислам и Запад» приводит поразительные данные: в 2007 году в британских Вооруженных силах служило всего 330 мусульман. В Англии, как известно, армия профессиональная, т.е. добровольная.

Британские полицейские, не принадлежащие к англиканской церкви, отстаивают право не носить кокарду на форменном головном уборе, поскольку на кокарде присутствует георгиевский крест. Тем временем две английские христианки судятся с британским правительством в Европейском суде по правам человека, отстаивая свое право носить нательный крест на работе. Обе женщины (сотрудница авиакомпании British Airways и медсестра) были уволены своими компаниями за отказ снять религиозный символ во время работы. Правительство поддержало работодателей.

2 апреля исполняется ровно 30 лет с момента начала войны на Фолклендских островах, которую правительство Маргарет Тэтчер вело против тогдашней аргентинской военной хунты. Завтра мы подробней остановимся на этом во многих отношениях знаменательном событии, которое аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес назвал «дракой двух лысых из-за расчески». Но сейчас важно отметить, что нынешние британские власти обвинили правительство современной демократической Аргентины, настаивающей на своем суверенитете над архипелагом, в «колониализме». Аргентинцы, естественно, ответили тем же обвинением. Все это — через полвека после распада Британской империи. В чем, вероятно, заключается урок и для нас, ведь после распада СССР прошло лишь два десятилетия.

Менее всего, однако, нас в этом проекте занимает политика, о ней, наряду с экономикой и бизнесом, мы и без того пишем ежедневно. В рамках Месяца Англии мы хотели бы вместе с вами ощутить вкус Англии (и английские вкусы), ее колорит, ее не всегда разделяемые нами пристрастия, вроде страстной любви к животным и не менее трепетного отношения к науке, каковые чувства в условиях современного общества иногда могут сами по себе служить причиной конфликтов. Абсолютно очевидно, что одного месяца для изучения такой сложной и интересной страны, как Англия, недостаточно. Но это хороший повод внимательней вглядеться в эту «другую жизнь и берег дальный».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию