16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.17 / ₽ 8145
  • RTS1173.68
27 марта 2012, 11:21 Общество

Папа ощутил на Кубе легкое дуновение ветра перемен

Лента новостей

На мессу, которую провел понтифик в Сантьяго, участников свозили по разнарядке компартии, а диссидентов и верующих не пускали

С визитом Папы Римского на Кубу жители острова связывают надежды на некоторую либерализацию коммунистического режима.  Фото: АР
С визитом Папы Римского на Кубу жители острова связывают надежды на некоторую либерализацию коммунистического режима. Фото: АР

Сцена, достойная пера создателя «магического реализма» Габриэля Гарсии Маркеса. В понедельник двести тысяч кубинцев собрались на площади города Сантьяго де Куба на мессу Папы Римского; они занимали места строго по разнарядке, как на первомайской демонстрации, — с плакатиками своих предприятий, школ и районных партийных организаций. По словам местного священника Хосе Конрадо, «худшее, что власти могли сделать, это заставить людей, не желавших идти на мессу, прийти на нее, и не допустить на нее тех, кто действительно хотел прийти».

Папа Бенедикт XVI совершает трехдневный визит на коммунистический остров через четырнадцать лет после исторического, как принято считать, пастырского визита Иоанна Павла II. Едва ступив на кубинскую землю, нынешний понтифик упомянул приезд своего предшественника, назвав его «легким дуновением свежего ветра, придавшего силы церкви на Кубе». Очевидно, впрочем, что на острове, где на папскую мессу народ мобилизует компартия, визит главы римско-католической церкви есть событие, в первую очередь, политическое.

Вопрос веры на Кубе — в широком смысле — и есть суть политики. Кубинский коммунистический режим за полвека своего существования прошел длительную эволюцию: от агрессивного атеизма до создания собственной «религии освобождения», когда в 70-80-е годы Фидель Кастро заигрывал с «прогрессивными» теологами из Латинской Америки. Из той эпохи — утверждения, что «первым коммунистом был Иисус Христос».

Молиться можно вслух — но только за революцию

Ныне компартия и католическая церковь на Кубе как будто поменялись ролями. Теперь уже не только режим ищет сближения с церковью, но и сами католические иерархи ведут сложную дипломатическую игру, пытаясь посредничать между геронтократией у власти и кубинским народом. В исторической перспективе у церкви все козыри на руках, но братья Кастро не намерены уступать без вязкой, изобретательной борьбы.

Более половины кубинцев считают себя католиками, но при этом в церковь ходят очень немногие. На прошлой неделе глава кубинской католической церкви кардинал Хайме Ортега выступал по телевидению, разъясняя пастве смысл слов «священник» и «причастие». В понедельник аналогичные разъяснения звучали на площади в Сантьяго из громкоговорителей.

После визита Иоанна Павла II формальные религиозные свободы на острове были в значительной степени возвращены. Как пишет в своем блоге «Поколение Y» Йоани Санчес (еще одна примета времени: Интернет на Кубе до сих пор под запретом, но блогер Йоани Санчес широко известна во всем мире и даже издала за рубежом две книги), «сегодня иметь в доме распятие уже не грозит потерей работы, но вера в свободную Кубу способна навлечь на вас муки адовы; мы теперь можем молиться в полный голос, но критика правительства остается грехом, святотатством».

Перед визитом Папы, пишет Йоани Санчес, правительство Рауля Кастро проводило «идеологические зачистки», добиваясь того, чтобы Бенедикт XVI не только не контактировал, но и не смог увидеть активистов оппозиционных групп, правозащитников, независимых журналистов и блогеров. По острову прокатилась волна превентивных арестов. Те, кого не спрятали от понтифика за решеткой, подвергались изощренному давлению: угрозы не выходить из дома, отключения телефона. В Сантьяго де Куба, откуда начался визит Папы, группу «неблагонадежных» на время депортировали из города.

На всякий случай с улиц Гаваны и Сантьяго убрали в полицейские участки нищих и попрошаек. Трудно не вспомнить высылку за 101 километр бомжей и проституток в предолимпийской Москве.

Папа и диссиденты

Немногочисленная и разрозненная кубинская оппозиция надеялась, что Бенедикт XVI как-то проявит свое отношение к ней. В планах визита встреч с диссидентами не значится, сообщили The New York Times представители Ватикана. Но в своей первой речи на острове понтифик сделал несколько осторожных заявлений, которые могут быть интерпретированы как поддержка либерализации режима. «Трогательно видеть, как Господь не только уважает свободу человека, Он едва ли не взыщет ее», — изрек Папа.

Выступая в аэропорту Сантьяго, куда его приехал встречать лично Рауль Кастро, понтифик заметил, что несет в своем сердце «справедливые чаяния и законные желания всех кубинцев», особо упомянув «заключенных и их семьи».

Рауль Кастро продемонстрировал, что не зря учился вместе со старшим братом в иезуитском колледже. Не обратив ни малейшего внимания на неудобные намеки высокого гостя, он сосредоточился на критике американского империализма и полувековой экономической блокаде острова. Хотя кубинский лидер не стеснялся в резких выражениях, его речи едва ли были особенно неприятны Бенедикту XVI. Известно, что Ватикан не поддерживает блокаду Кубы, исходя из того, что она больше бьет по населению, чем по самому режиму. Именно совпадение в этом ключевом для Гаваны пункте позволило визиту свершиться.

Покровительница нелегальных эмигрантов

Сегодня Папа в рамках программы должен навестить базилику Пречистой Девы Милосердия из Кобре (400-летию чудесного обретения деревянной фигурки которой и посвящен визит). Это весьма почитаемая на Кубе святая, причем ее чтят не только католики, но и адепты языческого культа «сантерия» — аналога гаитянского вуду. Это вообще удивительный феномен: коммунистический остров с католическим населением, поклоняющийся африканским языческим божкам (Пречистая Дева для кубинских вудуистов — богиня Ямайя), — но уж такова Куба.

Парадоксальным образом Пречистая Дева в последние годы служит не только покровительницей всего кубинского народонаселения, но в особенности тех граждан, которые пытаются нелегально бежать с Кубы. Их называют «бальсерос», т.е. «людьми на плотах»: в действительности для бегства с острова используют любые плавсредства, включая автопокрышки и даже старинные автомобили, превращенные в лодки доморощенными корабелами.

Пик нелегальной эмиграции пришелся на 1994 год, и с тех пор в местечко Кобре, в 20 километрах от Гаваны, зачастили паломники. Люди просили у святой помощи в том, чтобы не утонуть во Флоридском проливе, который отделяет остров от Америки. Как рассказал испанской газете El Mundo Хорхе Энрике Пальма Арруэ, капеллан базилики Пресвятой Девы в Кобре, дело дошло до того, что американские власти стали направлять в базилику списки нелегальных иммигрантов, которые благополучно добрались до берегов Флориды. Это, в свою очередь, стало привлекать еще больше кубинских паломников.

Папа не собирается встречаться с Чавесом

Из других кубинских реалий, которые не бросаются в глаза туристу, — белый цвет, в который была одета толпа на мессе в Сантьяго. Вообще-то одеваться на тропической жаре в белое — вещь вполне естественная. Но на Кубе есть оппозиционная организация «Дамы в белом» — это жены и матери политзаключенных, которые раз в неделю в полном молчании ходят по центральным улицам Гаваны (некоторых из этих дам перед визитом Папы задержала кубинская госбезопасность). Даже при том, что участников мессы мобилизовали местные комитеты компартии, люди нашли способ выразить свое отношение к событию.

В среду ожидается кульминация визита главы римско-католической церкви на Кубу — месса на площади Революции в Гаване. Эта площадь вмещает миллион человек, ритуально собирающихся на ней 1 мая и на другие революционные праздники.

Мессе в Гаване будет предшествовать личная встреча понтифика с Раулем Кастро, от которой ожидают неких политических результатов. Так, по данным The New York Times, дипломаты из США лоббируют освобождение арестованного на Кубе американского бизнесмена.

Куба не была бы Кубой, если бы в Гаване в момент приезда Папы не оказался президент Венесуэлы Уго Чавес. Главный союзник и спонсор кубинского режима проходит очередной курс лечения от рака, но неожиданный его приезд на остров породил слухи о том, что он попытается получить аудиенцию у Папы Римского. Судя по утечкам из папского окружения, это едва ли возможно.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию