А. Улюкаев: Мы хотим, чтобы клиенты получали качественные услуги в банках и не беспокоились о рисках
Лента новостей
Должен ли Банк России в настоящий момент снижать процентную ставку и предоставлять больше ликвидности кредитным организациям, эксклюзивно Business FM рассказал первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев
Должен ли Банк России в настоящий момент снижать процентную ставку и предоставлять больше ликвидности кредитным организациям, в эксклюзивном интервью Business FM рассказал первый заместитель председателя Центрального Банка России Алексей Улюкаев.
Алексей Улюкаев сейчас находится на инвестиционной конференции, посвященной началу деятельности «ВТБ Капитал» в США.
Business FM: Каков принципиальный ответ Центрального Банка на обращение руководителей крупнейших банков о том, что экономике, на их взгляд, нужно больше ликвидности со стороны ЦБ?
Улюкаев: Ситуация с ликвидностью имеет несколько временных измерений. В долгосрочном – принципиально изменилась ситуация. Если до недавнего времени у нас был избыток ликвидности, то теперь у нас эта ситуация заканчивается. Сальдо наших отношений с банками будет положительное. Мы будем давать больший объем рефинансирования, чем привлекать в свои инструменты, в депозиты, облигации. Мы сейчас не видим проблем с ликвидностью. Об этом говорят объемы наших операций. Мы готовы проводить их в большем объеме, но это не востребовано рынком, банками. Мы сделали ряд шагов в сторону той обеспокоенности, которую выражали наши крупнейшие банки. Мы существенно расширили тот объем залога, в котором мы принимаем в обеспечении. Это аналог того, что называется количественным смягчением. Больший объем залога означает, что просто больший объем рефинансирования при необходимости можем предоставить. Произошло это за счет снижения требований к рейтингу имитентов и за счет того, что мы включили новый огромный класс. Это акции. Мы на последнем заседании совета директоров приняли решение о включении в ломбардный список ряда акций крупнейших российских эмитентов. Еще недавно если мы имели трехмесячный repo самый длинный, теперь мы имеем 12-месячное. Но это не сильно востребованный инструмент. Мы построили 500 млрд, он был использован меньше чем на 10% - 28 млрд.
Business FM: Здесь сразу возникает вопрос - дело в ставке. Нужно ли, с точки зрения ЦБ, экономике для того, чтобы ускорить ее рост больше дешевых денег?
Улюкаев: Нет, не нужно. Присутствие ЦБ должно быть не фактором, который заставляет банки увеличивать или уменьшать кредитование. Мы не хотели бы подменять оценки рисков, которые делают профессионалы, своей деятельностью.
Business FM: В рамках существующих ставок.
Улюкаев: У нас есть прогноз, по которому темп 15-20% роста банковского кредитования в номинальных значениях - это то, что соответствует нынешним макроэкономическим реалиям.
Business FM: Теперь, что касается регулирования. За последние месяцы возникает ощущение, что политика банков ужесточается. Так ли это, каковы цели и каковы главные механизмы?
Улюкаев: Ничего такого специального с точки зрения политики регулирования не происходит. Мы должны отличать регулирование и надзор. Регулирование – это те правила, нормы, которые мы внедряем. А надзор – это есть применение этих правил. Важнейшая проблема – это некий отрыв между хорошими нормами регулирования и тем, что они не всегда реализуются на практике. Этот зазор мы должны ликвидировать. Мы создали спецдепартамент финансовой стабильности, который занимается не только микро, но и макрорисками.
Business FM: Но все-таки речь идет и об увеличении уставного капитала к 2015 году, что приведет к сокращению числа банков.
Улюкаев: Это очевидные, очень мягкие и давно объявленные меры. Мы объявили о том, что мы в 2011 году делаем один шаг, в 2012 году другой шаг. Эти шаги сделаны по доведению требований сначала до 180 млрд. Теперь мы на 2015 год объявили следующий шаг. Это очень щадящий шаг, не резкий. Мы отслеживаем ситуацию в банках. Это упрощает нашу работу. Но это не единственная цель, которую мы преследуем. Мы хотим, чтобы наши банки были такими учреждениями, которые могли минимизировать риски и предоставлять своим клиентам весь комплекс современных банковских услуг. Чтобы клиенты получали качественные услуги и не беспокоились о рисках.
Business FM: Два крупных банка, один из них «Межпром», у него была отозвана лицензия. Там ситуация была глубоко запущена давно. И очень у многих его бывших клиентов и кредиторов так и остались там деньги. «Банк Москвы» - вторая история, в которой тоже после аудита, после продажи его тоже выяснились плохие многочисленные кредиты. Почему ЦБ не смог предотвратить такое развитие?
Улюкаев: Это две разные истории. Если ситуация с «Межпромбанком» была более или менее понятна. Она развивалась в период кризиса. Мы боялись эффекта домино. Мы предпринимали все, что могли для того, чтобы терапевтическими мерами решать проблемы. Это касалось не только «Межпромбанка», но и некоторых других банков. Это было правильное в целом решение, хотя сопряженное с определенными рисками для нас.
Business FM: Остались пострадавшие, ситуация не разрешилась цивилизованно.
Улюкаев: Вы никогда не можете решить ситуацию, имея баланс исключительно положительный. В целом результат был положительный. Мы не дали разрастись проблеме, охватить весь банковский сектор. Иная ситуация с «Банком Москвы». Ситуация была совершенно непонятная. Там была эшелонированная система укрытия от регулятора реальных процессов, которые там происходили. Здесь это дополнительный аргумент в пользу постоянного присутствия наших представителей в банках, в кредитных комитетах, правлении.
Business FM: Спасибо. Держитесь курса!
Business FM