16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 88.06 / ₽ 8215
  • RTS1163.50
22 апреля 2009, 21:53

Худший месяц за 13 лет

Лента новостей

Индексы промышленного оптимизма, рассчитываемые в Лаборатории конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода, показали, что текущий апрель стал худшим месяцем для российских предприятий за 13 лет их расчета

Рабочие. Фото: РИА Новости
Рабочие. Фото: РИА Новости

Индексы промышленного оптимизма, рассчитываемые в Лаборатории конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода, традиционно являются одним из наиболее инструментальных индикаторов, характеризующих текущие настроения и ожидания в российской промышленности. Увы, апрель стал худшим месяцем для российских предприятий за 13 лет их расчета, и данные свидетельствуют, что углубление дна в промышленности продолжается.

По словам заведующего лабораторией Сергея Цухло, истекшая неделя полностью и, похоже, уже окончательно подтвердила вывод предыдущего исследования об ухудшении положения в российской промышленности в апреле 2009 года. Более того, последний расчет Индекса показал его снижение даже по отношению к декабрю 2008 года, когда был зарегистрирован локальный минимум индикатора.

Аналитик отмечает, что текущее снижение Индекса носит, конечно, минимальный и статистически малозначимый характер, но и этого достаточное для вывода о неулучшении ситуации на предприятиях.

При этом Индекс оптимизма по размерам предприятий демонстрирует рост пессимизма в обеих рассматриваемых совокупностях: и у больших, и у малых фирм. Но если в группе больших предприятий пессимизма стало больше, чем в феврале-марте, а декабрь 2008 года по-прежнему остается для них худшим месяцем кризиса, то среди небольших предприятий уровень пессимизма опустился до минимума этого кризиса и всех последних 13 лет.

Основной причиной роста пессимизма на небольших предприятиях является продолжающееся снижение удовлетворенности продажами из-за постоянного уменьшения спроса на продукцию. Интенсивность падения спроса в апреле вернулась к худшим значениям текущего кризиса и почти в 2 раза превысила аналогичный показатель для группы больших предприятий. Такая ситуация со спросом «потянула» вниз оценки запасов готовой продукции и сейчас они тоже достигли 13-летнего минимума (т.е. так много избыточных запасов не было уже в течение 13 лет). А прогнозы выпуска перестали улучшаться, что еще больше усугубило оценки запасов.

Крупные предприятия тоже стали более пессимистичны из-за снижения удовлетворенности продажами и роста избыточных запасов готовой продукции. Но фактическая динамика спроса в этой группе демонстрирует все менее интенсивное снижение, а планы выпуска вот-вот начнут показывать желанный всеми рост производства.

«Ситуацию в промышленности усугубляет и тот факт, что кредитная политика банков сохраняет ориентацию на крупные промышленные предприятия, для которых в этом смысле обстановка в апреле улучшилась по крайней мере с точки зрения, если не условий, то возможности получения кредитов. Но производителям других размеров на рынках кредитов приходится несладко», — отмечает в интервью BFM.ru Сергей Цухло.

«Предполагалось, что банки начнут кредитование реального сектора, т.к. зарабатывать на девальвации они больше не смогут. Что приведет к оживлению промышленности. Эта идея на сегодня, очевидно, провалиласьПосле всех разговоров о промышленном оживлении в феврале данные о промпроизводстве в марте ставят точку: промышленность не ожила. Более того, резко усилившиеся разговоры о второй волне кризиса, которая будет спровоцирована плохими кредитами — это хорошее оправдание для банков, почему они не увеличивают кредитование промышленности. Эти разговоры выгодны банкам и выгодны Правительству», — заявил BFM.ru эксперт ЭПИцентра Алексей Михайлов.

«Индекс промышленного оптимизма давно надо было переименовать в индекс пессимизма. Но суть не в этом. Дело в том, что группа Цухло — это одна из немногих оставшихся дееспособных структур в нашей экономической науке, и я верю результатам их качественных опросов, так как неоднократно убеждался в объективности их исследований раньше», — заявил BFM.ru научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.

По мнению экономиста, ничего удивительного в том, что Индекс опустился в апреле на минимальные значения, нет, так как «стабилизация» ситуации в экономике в феврале была основана на том, что государство перестало давать ликвидность в экономику. «Таким образом, эта стабилизация была стабилизацией на костях. Грубо говоря, Игнатьев сказал, что он перестанет давать доллары валютным спекулянтам, но мысль о том, что доллары получают одни, а без рублей останутся другие, не пришла никому в голову, — сказал Делягин. — Поэтому предприятия начали проедать оборотные средства, и этот процесс завершился к концу марта — началу апреля». Кстати, об ухудшении в экономике уже просигнализировало рекордное увеличение на 700 тысяч человек числа безработных за март.

По его словам, не нужно обладать большими экономическими знаниями, чтобы спрогнозировать развитие ситуации в дальнейшем. А в дальнейшем будет резкий рост неплатежей и спад производства. «Летом все готовят еду, готовясь пережить зиму, поэтому в летние месяцы обострения ситуации не будет. Но так как государство реагирует не на экономику, а на социальные факторы, то в середине августа оно начнет действовать, на что уйдет еще две недели. И единственным решением в складывающейся ситуации будет вброс в экономику ликвидности в сентябре-октябре. Обеспечивать контроль за накачкой экономики этими суммами никто не будет, и эти действия приведут к панике на валютном рынке, подстегиваемой истеричными заявлениями о контроле над ситуацией представителей государства, и ускоренному размыванию валютных резервов плюс к тем 240 миллиардов долларов, которые власть уже умудрилась потратить раньше»

В результате, считает экономист, международные резервы России снизятся ниже допустимого уровня, что позволит валютным спекулянтам развернуть успешную атаку на рубль и начнется неконтролируемая девальвация рубля.

По его расчетам с точки зрения критерия Редди (отношение трехмесячного объема импорта плюс годовых выплат по государственному и частному внешнему долгу к резервам ЦБ — прим. BFM.ru) в прошлом году России для обеспечение стабильного платежного баланса в краткосрочном периоде требовались международные резервы объемом 240 млрд долларов. При этом руководство ЦБ умудрились потерять 215 млрд долларов (40 млрд учитывается неправильно в составе резервов, так как это валютные остатки банков на счетах ЦБ). В этом году искомая сумма резервов с точки зрения возможностей стабилизации курса рубля составит 140 млрд долларов, но надо учитывать, что 75 млрд из накопленных резервов должно быть потрачено для подержания федерального бюджета.

Как только в результате траты резервов их запасы приблизятся к минимально допустимому уровню, прогнозирует Делягин, сразу же начнется атака на рубль. «Но уже не локального, как во время прошедшей девальвации, а глобального спекулятивного капитала, что и приведет к обвальной девальвации рубля и вполне очевидным политико-экономическим последствиям», — добавил он.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию